Глава ЦБ Эльвира Набиуллина по итогам очередного заседания совета директоров регулятора, на котором было принято решение о снижении ключевой ставки до 8%, предупредила об опасности сберегательного поведения россиян. По ее словам, такие вынужденные сбережения – «сжатая пружина», которая может в определенных условиях резко разогнать рост цен. Она уточнила, что средства населения все еще остаются в банках, несмотря на уменьшение доходности по вкладам. Глава регулятора объяснила это высокой неопределенностью.
«Как мы видим влияние потребительского спроса на инфляцию? В последние месяцы оно было дезинфляционным, что наряду с укреплением рубля обеспечило более быстрое замедление инфляции. В настоящее время склонность к сбережению высокая, хотя ситуация может измениться. Высокая норма сбережения отчасти обусловлена тем, что из-за внешних ограничений и ухода иностранных компаний люди не могли купить то, что хотели, и отложили эти средства про запас», – объяснила свое видение ситуации Набиуллина.
Дальнейшая динамика потребительского спроса – одна из ключевых развилок прогноза по ключевой ставке, заявила глава Центробанка.
С одной стороны, высокая склонность к сбережению может сохраниться. В условиях возросшей неопределенности население стремится откладывать больше в качестве подушки безопасности. «Это рациональное поведение, которое позволит чувствовать себя более уверенно в случае, если придется столкнуться с сокращением рабочей недели, вынужденным отпуском или проблемами с трудоустройством. Помимо этого, происходящее снижение цен и укрепление рубля могут восприниматься как сигнал отложить крупные покупки сейчас, чтобы потом купить дешевле», – уверена Набиуллина.
С другой стороны, в Центробанке не исключают повторения сценария пандемии. Тогда потребители сначала резко сократили потребление, а затем после отмены локдаунов так же быстро его восстановили. Это наблюдалось в России и во многих других странах.
«Сегодняшнее, по сути, вынужденное накопление сбережений – это сжатая пружина в экономике, которая при определенных обстоятельствах может дать резкий рост потребления. При ограничениях со стороны предложения товаров и услуг это способно быстро разогнать «спросовую» инфляцию», – указала глава ЦБ.
И некоторые признаки роста потребительского интереса уже формируются, по словам Набиуллиной. Она назвала сразу три фактора. Это, во-первых, то, что люди стали значительно выше оценивать благоприятность текущего момента для совершения крупных покупок. Во-вторых, снижаются ставки по депозитам, что увеличивает интерес к потреблению. В-третьих, наблюдавшееся в апреле – мае сокращение розничного кредитного портфеля сменилось его ростом.
«И от того, по какому сценарию в дальнейшем пойдет потребительская активность – будет ли спрос расти быстрее или медленнее, как этот рост будет соотноситься с возможностями расширения выпуска, – будут зависеть и наши решения по денежно-кредитной политике», – заключила Набиуллина.