2022-10-12T11:18:48+10:00 2022-10-12T11:18:48+10:00

Рыбное обострение: санкции топят отрасль

фото: с сайта Росрыболовства |  Рыбное обострение: санкции топят отрасль
фото: с сайта Росрыболовства

Главная сложность в развитии рыболовства на Дальнем Востоке связана с обновлением основных фондов. Она заняла первое место в рейтинге проблем развития отрасли, который составил Восточный центр государственного планирования (Востокгосплан) с учетом мнений 55 представителей компаний.

Проблему с основными фондами отметили 56% от общего числа респондентов. Она связана с «низким качеством и значительной стоимостью отечественных рыбопромысловых судов, а также невозможностью импорта оборудования, запчастей и отсутствия ремонтной базы в России».

Это ограничение особенно обострилось после введения санкций. Они же затрудняют и покупку иностранного флота – это связано с очередями либо отсутствием судов необходимого класса. При этом российские суда уступают зарубежным аналогам по техническим характеристикам, но превосходят по цене.

Как отметил один респондент, стоимость нового малого рыболовного сейнера отечественной постройки со всеми возможными мерами поддержки составляет 70 млн руб. (без мер поддержки – около 120 млн руб.), а вложения в подготовку к промыслу – еще 5-7 млн руб. Аналогичное судно японского производства, сразу готовое к промыслу и превосходящее отечественное судно по всем характеристикам, стоит 80 млн руб., но купить из-за санкций его нельзя. Российские суда приобрести тоже проблематично из-за высокой загрузки заводов.

Второй по популярности проблемой является «неэффективный механизм распределения квот» (48% от общего числа ответивших предприятий данной отрасли). 11 предприятий выделили трудности с получением исторических квот, 9 – инвестиционных, 6 – инвестиционных квот на крабов, 7 – для коренных малочисленных народов (КМН).

Принцип распределения инвестиционных квот респонденты назвали несправедливым: он создает преференции лишь крупным игрокам, доступ для других компаний ограничен. Второй этап (его планируется реализовать с 2023 г.) оставит без промыслового ресурса 117 предприятий или около 40 000 жителей Дальнего Востока.

Третью строчку в рейтинге занимают «санкционные ограничения» (48% от общего числа ответивших предприятий данной отрасли): в частности, трудности с проведением денежных переводов из-за отключения российских банков от системы SWIFT, что осложнило экспортно-импортные операции.

Четвертую позицию делят одновременно несколько блоков проблем: высокие издержки на оплату ГСМ, налогов и сборов, кредитов и лизинга, дефицит кадров по добыче и переработке ВБР на судах, управлению и обслуживанию судов и оборудования, избыточность проверок контрольно-надзорных органов, проблемы с реализацией продукции и т. д.

На пятом месте находится проблема «недостаток/плохое состояние инфраструктуры хранения и транспортировки грузов» (32% от общего числа ответивших предприятий отрасли). Это связано с низким качеством перегрузочного оборудования в морских портах, недостатком холодильных складских мощностей в дальневосточных морских портах (текущая мощность 171 100 тонн при фактической потребности в период путины до 800 000 тонн), низкой пропускной способностью дальневосточных морских портов (в среднем 5 000 вагонов при нормативе 8500 в сутки).

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ