2022-10-29T08:48:04+10:00 2022-10-29T08:48:04+10:00

Экономические сдвиги: Дальний Восток таит угрозу для ВВП

фото KONKURENT |  Экономические сдвиги: Дальний Восток таит угрозу для ВВП
фото KONKURENT

Благодаря более быстрой адаптации экономики к внешним ограничениям снижение валового внутреннего продукта (ВВП) в этом году будет меньше, чем предполагалось в середине года. Но восстановительный рост в 2023 г. начнется позже ранее опубликованного прогноза. О таких экономических сдвигах сообщили в Центробанке.

«Мы улучшили прогноз по ВВП на этот год и считаем, что сокращение экономики составит 3–3,5%. Вместе с тем, по оперативным данным, после стабилизации экономической активности в летние месяцы в сентябре она вновь начала снижаться. Среди причин можно назвать ослабление потребительского спроса, а также ухудшение условий для российского экспорта», – сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина по итогам заседания совета директоров 28 октября.

Большие изменения в транспортной сфере связаны с переориентацией международных грузопотоков в порты Дальнего Востока. По оценке регулятора, доля дальневосточных морских ворот в контейнерном обороте увеличилась с 40 до 70%. А пропускная способность железнодорожных магистралей, ведущих к этим портам, приобрела определяющее значение.

«Их загруженность может затруднять экспортные поставки с одной стороны и тормозить наращивание импорта с азиатских рынков – с другой», – отметила Набиуллина.

По ее словам, уже есть примеры угольных, нефтеперерабатывающих и нефтехимических компаний, для которых перенаправление поставок на Восток остается серьезной логистической проблемой. Причем данные трудности со сбытом вынуждают отдельные предприятия даже сокращать производство.

Неоднозначная ситуация складывается и на контейнерном рынке. По оценке трнаспортной группы FESCO, в сентябре текущего года рынок уменьшился на 16,8% в годовом исчислении, до 449,5 тыс. TEU. Импортные перевозки снизились на 10% по сравнению с сентябрем 2021 г., при этом отправки через порты Дальнего Востока выросли на 24%. Экспортные отправки сократились на 31% относительно аналогичного месяца прошлого года.

Транзитные перевозки сократились на 22% по сравнению с сентябрем прошлого года. Снижение произошло по всем направлениям. При этом перевозки в Белоруссию через Дальний Восток России выросли на 77% относительно сентября 2021 г. Внутренние перевозки сократились на 2% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, а по сравнению с августом 2022 г. они выросли на 4%.

Во многом из-за неоднородности развития ситуации в логистике в ЦБ ожидают, что восстановительный рост экономики в следующем году начнется немного позже.

«Нижняя точка спада придется на середину следующего года. Спрос со стороны госсектора продолжит оказывать поддержку экономической активности. Прогноз по ВВП на следующий год оставлен без изменений – сокращение на 1-4%, в IV квартале динамика станет положительной», – уверена Набиуллина.

«Мы немного повысили прогноз как по экспорту, так и по импорту на этот год. И прогноз профицита текущего счета увеличен на 10 млрд, до 253 млрд долларов США. Далее на прогнозном горизонте импорт будет восстанавливаться по мере того, как компании будут находить новых поставщиков, налаживать механизмы расчетов и логистические маршруты. А вот экспорт может снижаться под влиянием внешних ограничений. В результате будет сокращаться и профицит текущего счета», – заключила Набиуллина.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ