2022-11-18T16:17:18+10:00 2022-11-18T16:17:18+10:00

Почему во Владивостоке так любят джаз?

фото KONKURENT |  Почему во Владивостоке так любят джаз?
фото KONKURENT

Во Владивостоке завершился XIX Международный джазовый фестиваль (6+). Ежегодно его посещают более 5 тыс. человек, и в текущем году он был посвящен 100-летию российского джаза. Значит, джаз плавно, но настойчиво перетекает в хрустальный музыкальный сосуд с ярлычком «Классика»: приезжие звезды выступают в академических залах, а не знать имя Луи Армстронга или Майлза Дэвиса вообще просто неприлично. Почему данный стиль завоевал многих, разбирался деловой еженедельник «Конкурент».

«Мне просто нравится, вот и все»

Илья Лушников родом из Уссурийска – пианист-импровизатор, клавишник, композитор, дирижер, аранжировщик. Организатор и идеолог джазовых фестивалей. С 2009 г. занесен в энциклопедический справочник «Российский джаз» (издательство: Санкт-Петербург). В интервью «Конкуренту» он объяснил, почему джаз и любовь сложнее всего объяснить с рациональной точки зрения.

– Как развивались ваши отношения с джазом? Может быть, вы пришли к нему от классической музыки и не сразу полюбили это направление?

– Вообще-то, с детства меня привлекала эстрадная музыка – с барабанами, какими-то гитарами, электронными инструментами. В школе начинал с классической программы, разучивал этюды, сонатины и классические пьесы. А уже в музыкальном колледже увидел исполнителя, который играл на фортепиано джазовую музыку, да так невероятно весело, виртуозно, что меня это абсолютно захватило. Я подумал: «Мне бы так научиться». Вот с тех пор и учусь.

– Насколько сложно играть именно джаз? Что вы чувствуете, когда исполняете джазовую музыку?

– Когда играю, я испытываю огромное удовольствие. Прежде всего потому, что мне есть о чем рассказать и чем поделиться со слушателями. Это мое любимое направление музыки. Я этим живу. Играть джаз очень легко. Тяжело готовиться к выступлению. Ведь, когда зритель приходит на концерт, он видит красивую картинку – яркую сцену и хорошо играющих исполнителей. Но не видит трясущихся коленок и месяцев подготовки перед этим концертом.

Если подобрать образное сравнение, это все равно что накрывать праздничный стол, когда сначала ты долго бегаешь по магазинам, потом целый день варишь-крошишь-режешь, наводишь дома полный марафет и вот наконец встречаешь гостей. Скорее всего, вы отлично проведете время. Но чисто гипотетически возможен и другой вариант – вы перессоритесь и набьете друг другу морды. То же самое с концертом. Можно готовиться три месяца, а дальше в силу каких-то причин – волнения, страха и так далее – что-то может пойти не так.

– Наверное, пик мастерства показывают во время импровизаций?

– Можно показать и пик мастерства, и пик своей несостоятельности. Прежде всего импровизация – это хорошая домашняя заготовка.

– Что важнее для джазового музыканта – пытаться повторить великих или экспериментировать с целью найти свое собственное звучание?

– Насчет своего неповторимого звучания скажу, что мы всегда у кого-то учимся. Неважно, в искусстве или каком-то другом деле, сидит ваш учитель за фортепиано, в офисном кабинете или ремонтирует сантехнику. Прежде чем найти свой стиль, надо повторять за другими. Ты подражаешь своему учителю, а когда сможешь хорошо повторять за десяткой-сотней разных исполнителей, тогда у тебя начнет появляться собственный стиль, который я пока только пытаюсь найти. Местами это получается, местами – надо еще поработать.

– Ваши любимые композиции сегодня?

– Если перечислить десяток композиций, это неправильно, потому что их великое множество. Но здесь есть один нюанс: иногда очень хороший исполнитель из какой-то примитивной вещи способен сделать шедевр. И наоборот: самую прекрасную музыку можно превратить в нечто непонятное.

– На каких площадках вы больше всего любите выступать? Возможно, на камерных, с небольшой аудиторией настоящих ценителей?

– Выступать приятно везде, на любых площадках. Когда ты играешь сольный концерт на большой площадке, один или дуэтом, неважно, и знаешь, что несколько сотен человек пришли послушать именно тебя, купили билеты, это очень почетно, это безумно приятно и крайне волнительно, потому что ты чувствуешь огромную ответственность перед аудиторией. Но есть нюанс в больших сценах: как бы плохо ни сыграл музыкант, ему все равно похлопают. У нас очень добрая публика – яйцами не закидывает, а клака – нанятые зрители – существует до сих пор. Бывает, что не особенно хороший исполнитель приглашает на свой концерт родственников, друзей, коллег, знакомых – словом, всех, кого только можно, и группа поддержки создает иллюзию успеха, громко крича, аплодируя, вынося букеты на сцену. Хотя слушать это невозможно. Я на таких концертах бывал неоднократно.

– А что касается клубов, ресторанов и малых сцен?

– В этом случае ты находишься близко к слушателю, видишь его реакцию и можешь подстраиваться под нее. На концерте всегда два участника: один – зритель, а другой – на сцене. От каждого из них во многом зависит успех концерта, и аплодисменты, полученные в ресторане, намного ценнее. Потому что большую часть посетителей заведения происходящее на сцене абсолютно не волнует.

Но если при таких обстоятельствах ты сумел заинтересовать человека, отвлечь его от стола и общения, это очень ценно. Такими аплодисментами я особенно дорожу.

– Не зазорно ли все-таки музыканту-мастеру играть в ресторанах?

– Иногда коллеги пытаются пристыдить… А я могу на это сказать, что мне не стыдно. Более того, любой музыкант, постоянно играющий в ресторанах даже не очень сложную с технической точки зрения музыку, всегда находится в лучшей музыкальной форме, чем многие преподаватели колледжей и музыкальных школ, которые играют концерты раз в месяц-два.

К тому же важное преимущество выступлений в клубах – это живое общение. Слушатели делятся впечатлениями о концерте. Не всегда приятными. Бывает и критика, порою абсолютно правильная, которая никогда не помешает в дальнейшем.

А самая честная оценка: нравится – не нравится. Вот есть окрошка, которую большинство любит, а я, например, терпеть не могу. Почему? Просто не нравится. Это честная позиция. Мне нравится играть джаз, вот и все. Просто потому, что нравится. Это приносит мне огромное удовольствие.

КОММЕНТАРИЙ

На чем лучше слушать?

Владимир Макаренко, эксперт DigitalHall во Владивостоке:

– Это уж кто как любит. Есть три вида источников музыки: электронный, как правило, из Интернета, классический компакт-диск (CD) и виниловые пластинки.

У каждого свои плюсы, но, на мой взгляд, прослушивание на виниле дает максимально интересный естественный звук, более похожий на живое выступление. Он может быть не таким чистым и качественным, как электронный или на CD, но винил – это, так сказать, отдельная история, в которой действительно создается эффект присутствия, словно джаз играют рядом с вами. Виниловый звук не хуже и не лучше цифрового, он просто «другой».

Тебе нужно взять пластинку, достать, поставить на проигрыватель, запустить. Это целый ритуал. У вас не получится налить себе кофе и пойти заниматься домашними делами под музыку. Винил требует внимания и уважения.

Если говорить о минимальном наборе для прослушивания виниловых пластинок, потребуются виниловый проигрыватель, усилитель и колонки к нему. Это минимум, с которого все начинается. Со временем некоторые погружаются в свое увлечение. Человек меняет иголку звукоснимателя на проигрывателе на более совершенную, выше техническим уровнем. Потом добавляет фонокорректор для этой иголки. Меняет усилители, колонки, межблочные и сетевые провода.

Что касается цен, минимальная стоимость виниловых проигрывателей составляет 20–25 тыс. рублей и выше, примерно до 50 тыс. Усилители стоят около 100 тыс. рублей и выше. Колонки бывают маленькие полочные либо напольные – тоже в ценовой категории от 30 тыс. и выше. Вплоть до миллиона долларов за пару.

Дорогая аппаратура передает весь спектр звучания – максимум, который можно получить от прослушивания пластинки, CD-диска или электронного носителя. Но тут мы, опять же, упираемся в бюджет. У нас есть клиенты, которые не поменяют машину на новую, а купят новый усилитель. Если же наш меломан и аудиофил состоятелен или даже богат, то с радостью тратит на свою аудиосистему сотни тысяч долларов. Такие люди в Приморье есть, их не так уж мало, кстати.

Люди меняют свои музыкальные предпочтения, обретя качественную систему для прослушивания. На аппаратуре начального уровня он слушал простенький рок, потому что техника не могла передать детали сложных музыкальных композиций. Собрал качественную систему – и словно заново открыл для себя джаз и классику.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ