Росрыболовство прорабатывает создание в Беринговом море нового промыслового района (находящегося в ИЭЗ РФ. – Прим. ред.), в котором российские рыбаки будут дополнительно добывать 150 тыс. тонн минтая, мигрирующего из вод США на нагул в Россию. Также в этом районе можно добывать сельдь и треску. Об этом стало известно на заседании Дальневосточного научного промыслового совета (ДВНПС), состоявшемся на прошлой неделе.
«Для этого района, в котором будут облавливаться «мигранты» из США, не будут использовать ограничения прилова молоди минтая. Величина вылова для этого района может быть установлена исходя из объемов, ранее выделяемых США для советских рыбаков», – заявил заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Алексей Байталюк.
Презентуя создание нового промыслового района, представитель ВНИРО сделал акцент на том, что наличие рыбы в этом районе подтверждают исследования, проведенные рыбной наукой США и России [каждая страна работала по своей программе] исследования популяции минтая.
Напомним, что весной этого года вице-премьер Юрий Трутнев поручил чиновникам Росрыболовства пересмотреть паритет промысла минтая между Россией и США. В Беринговом море минтай – трансграничный объект, то есть он мигрирует из исключительно экономической зоны (ИЭЗ) США в ИЭЗ Россию и наоборот.
Наука считает трансграничный запас общим ресурсом двух стран. Ежегодно в Беринговом море разрешается добывать более 1,5 млн тонн минтая. В августе всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) на основании многолетних исследований корректировкой общего допустимого улова (ОДУ) увеличил объем российского вылова в этом районе на 149 тыс. тонн минтая, таким образом, отечественным промысловикам разрешено добыть 559 тыс. тонн. Но 100 тыс. тонн еще пока в воде, и район создается для того, чтобы к промыслу были допущены компании, которые не имеют квот.
Представитель Росрыболовства акцентировал на заседании внимание, что 150 тыс. тонн минтая в новом районе или, как его называет рыбная наука, «треугольнике», планируется добывать по олимпийскому принципу. Это когда любая российская рыбодобывающая компания может по заявительному принципу выставить флот и начать промысел. Когда 150 тыс. тонн будет добыто по состязательному принципу, район будет закрыт.
В то же время, если заходы биомассы минтая из вод США будут значительны, то ловить наши рыбаки смогут еще, так как регулятор может оперативно увеличить объемы промысла в этом районе. При этом в остальной части Берингового моря промысел минтая будет квотирован. Также за счет выделения новой зоны снизится промысловая нагрузка на популяцию минтая, которая находится внутри нашей российской зоны.
Однако против создания «треугольника» и увеличения российского вылова на 150 тыс. тонн минтая выступили два российских партнера международной некоммерческой организации Морской попечительский совет (MSC) – это Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) и Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, подконтрольна «Русской рыбопромышленной компании»).
СПРАВКА: MSC имеет штаб-квартиру в Лондоне, а также филиалы в Северной Америке, Австралии и ряде других стран. Структура позиционирует как разработчика стандартов экологически ответственного рыболовства и прослеживаемости цепей поставок.
По словам руководителя АДМ Алексея Буглака, нынешнее повышение в полтора раза объемов общедопустимого улова уже несет для членов ассоциации риск потери MSC-сертификации. «Треугольник – это уже не риск, а стопроцентная потеря сертификата промысла в западно-берингоморской зоне и запуск пересмотра всех минтаевых сертификатов», – утверждает Алексей Буглак.
Правда, какие стандарты экологической сертификации могут рассмотреть минтаевый промысел как нерегулируемый и чуть ли не как браконьерский, Буглак так и не обозначил. Известно, что для сертификации нужно 60 баллов, у наших промыслов больше 80.
Более того, данная сертификация базируется на данных ВНИРО, и никаких собственных полевых исследований иностранцы не проводили. Однако теперь очевидно, что MSC-сертификация сдерживает страны от увеличения вылова на своих сертифицированных промыслах. Таким образом, эта организация оказывает политическое и экономическое давление на суверенное право государства распоряжаться своими биоресурсами. Руководство MSC не скрывает, что оно уже контролирует основные промыслы в разных странах мира и оказывает влияние на выделение национальных квот странам в конвенционных районах по межправительственным соглашениям.
Представитель АСРФ Сергей Корякин, выступая на ДВНПС, не стал муссировать риски потери сертификации, а заявил, что открывать промысел в «треугольнике» нужно тогда, когда Россия построит новые траулеры, способные производить фарш сурими из мелкой рыбы.
Отметим, что АДМ только в июле 2021 г. получило от MSC сертификационное решение о признании российского промысла минтая в Беринговом море устойчивым. Второй держатель сертификата АСРФ получила аналогичный сертификат лишь июне 2022 г. Таким образом, без всякой иностранной сертификации российские рыбодобывающие компании более 30 лет ловили в Беринговом море минтай, производили продукцию и успешно реализовывали ее на внешних рынках. Ни одно российское предприятие публично не заявляло о том, что у него есть какие-то препятствия с доступом на рынки или буксует реализация несертифицированной по MSC продукции.
Тем не менее открытие промысла в «треугольнике» может быть на какое-то время отложено из-за технических проблем с переоформлением действующих договоров. Ведь «треугольник» создается внутри уже существующих промысловых зон, а значит, Росрыболовству нужно будет вносить изменения в договоры с теми компаниями, кто имеет квоты. «Возможность и оперативность таких изменений будут прорабатывать юристы Росрыболовства», – заявил заместитель руководителя ФАР Василий Соколов.