2022-11-25T12:23:19+10:00 2022-11-25T12:23:19+10:00

Водителям стоит приготовиться к серьезному росту цен на дизельное топливо?

фото pixabay.com |  Водителям стоит приготовиться к серьезному росту цен на дизельное топливо?
фото pixabay.com

Во многих регионах РФ цена дизельного топлива на АЗС превысила цену бензина марки АИ-98. Если в ноябре 2021 г. такая ситуация наблюдалась в трех регионах на Дальнем Востоке, то в этом году таких регионов стало 15. Они есть не только в ДФО, но и в Сибири, на Урале и даже один в Европейской части России – Мурманской области. В среднем разница между стоимостью самых дорогих бензинов и ДТ сократилась вдвое. А в ДФО дизельное топливо оказалось дороже на 4,5 руб.  (в 2021 г. оно было дороже на 61 коп.). По мнению экспертов, которых опросила «Российская газета», снижения цен можно не ждать.

Подорожание происходит, несмотря на то что сентябрьская корректировка демпфирующего механизма (выплат нефтяным компаниям из бюджета части разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо при поставках его на российский рынок) дизельное топливо не затронуло. С сентября демпфер уменьшился для поставщиков бензина, цены на который остаются стабильными.

Нефтяные котировки сейчас не бьют рекорды, списывать на них подорожание не получается. Баррель нашей нефти Urals стоил около 70 долларов, а эталонная марка Brent – 90-98 долларов. Для сравнения, летом котировки были выше на 25-30%, но цены на ДТ в России в это время оставались приблизительно на одном уровне.

Работают законы рыночной экономики: если предложение больше спроса, цена не растет, поясняет исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. До осени, несмотря на то что инфляция была от 12 до 20%, а мировые цены на топливо били рекорды, цены на него внутри России практически не росли. Вечно так продолжаться не могло.

На сезонные колебания потребления топлива в России такой рост цен списать нельзя, поэтому остается только выросший экспорт. В преддверии эмбарго на импорт нефти из нашей страны с 5 декабря и на импорт нефтепродуктов с 5 февраля 2023 г. страны Евросоюза могли захотеть закупиться российским дизелем впрок. По данным Евростата, с августа экспорт нефти и нефтепродуктов из России в ЕС превысил прошлогодние объемы. А из нефтепродуктов больше всего в Европу из нашей страны экспортировалось именно дизельное топливо.

Не случайно, по данным «Интерфакса» со ссылкой на статс-секретаря – замминистра финансов Алексея Сазанова, в правительство отправлен на согласование проект постановления о пошлине 20 тыс. руб. за тонну на экспорт бензина и дизельного топлива, за которые ранее получен топливный демпфер. То есть на экспорт отправляются объемы топлива, за которые была получена выплата, предусматривающая их реализацию на внутреннем рынке. В результате мог возникнуть и некоторый дефицит ДТ внутри России.

Однако ждать существенного снижения не стоит, говорит Тузов. Поскольку эмбарго в отношении топлива из РФ анонсировалось ЕС и другими странами достаточно давно. Российские компании либо уже нашли новых покупателей, либо планово снизят производство. В итоге цена на топливо будет продолжать расти на уровень инфляции в стране, считает эксперт.

Ранее Российский топливный союз (РТС) обратил внимание Минэнерго на проблему ценообразования на дизельное топливо в оптовом звене. Соответствующее письмо ассоциация направила первому замглавы ведомства Павлу Сорокину. Как отмечали в союзе, в розничном ретейле моторных топлив, несмотря на более чем 20%-ный рост операционных расходов, цены бензинов остаются практически на уровне начала года, уверяют владельцы АЗС. Однако, по их мнению, цена на дизельное топливо имеет тенденцию роста, превышая при этом цену бензина АИ-95 на 2-3 руб., цену АИ-92 на 5-7 руб., а в некоторых регионах – и на 10 руб. за литр.

«Это нельзя объяснить ни себестоимостью производства, ни спросом. Единственной причиной роста розничных цен на дизельное топливо является опережающий рост оптовых цен», – указывали владельцы АЗС. По их подсчетам, оптовые цены летних сортов дизельного топлива превышают оптовые цены бензинов почти на 20 тыс. руб. за тонну, но особенно тяжелая ситуация с ценообразованием на зимние сорта.

Биржевые цены зимних сортов дизельного топлива в зависимости от региона на 7-15 тыс. руб. за тонну выше цен летнего и межсезонного дизельного топлива. На Дальнем Востоке оптовые цены зимнего дизельного топлива с учетом логистики (при отмене субсидий) и перевалки на нефтебазах достигли уровня 85 тыс. руб. за тонну, что соответствовало уровню розничных цен около 73 руб. за литр и на 10-15 руб. выше существующих цен в розницу.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ