Объединенная судостроительная компания (ОСК) может стать новым владельцем АО «Восточная верфь», заявил на заседании экономического комитета ЗС ПК министр промышленности края Сергей Калитин.
В настоящее время в рамках санкционных ограничений зарубежным производителям запрещено поставлять в Россию винто-рулевые колонки, главные двигатели и дизель-генераторы, радионавигационное системы, автоматику и другое оборудование. Причем действует такой запрет в отношении всех российских судостроительных проектов, независимо от компании-заказчика.
В связи с разрывом логистических цепочек поставки комплектующих, оборудования и ЗИП иностранного производства в отрасли существуют высокие риски нарушения исполнения условий контрактов и возникновения экономических трудностей на предприятиях. Так, введение санкций стало причиной тяжелого финансового положения АО «Восточная верфь», которое в октябре 2022 г. подало заявление в Арбитражный суд Приморского края о признании себя банкротом.
Для оценки состояния судостроительного завода и его финансового оздоровления Минпромторгом России была создана межведомственная комиссия, главная задача которой – вывести предприятие из кризиса. Для чего необходимо решить вопрос о смене ключевого инвестора, который возьмет на себя как долговую, так и социальную нагрузку, выполнит все обязательства и условия по гособоронзаказам и гражданским контрактам.
Как сообщил Сергей Калитин, таким партнером может стать Объединенная судостроительная корпорация, которая сейчас проявляет интерес к приморскому предприятию. ОСК планирует вложить в активы и основные средства судостоительного завода около 12 млрд руб., направив их в том числе на приобретение нового плавучего дока, удлинение достроечной набережной, изменение внутренней логистики.
По словам Калитина, в настоящее время «Восточная верфь» работает в штатном режиме, выполняя в основном заказы по гражданским контрактам. Задолженностей по выплате заработной платы и перечислению налогов – нет.
«Если смотреть в будущее, есть четкое понимание, как выходить из сложившейся ситуации. Есть инвестор, который готов взять на себя социальную и финансовую нагрузку. Есть понимание департамента гособронзаказа Минобороны РФ о дополнительном обеспечении завода заказами в случае смены финансовой и производственной политики и ключевого инвестора. Поэтому речь не идет о сценарии, который мы видели несколько лет назад на соседнем предприятии «Радиоприбор», которое в конечном итоге было потеряно», – отметил Сергей Калитин.
О плохом финансовом состоянии «Восточной верфи» KONKURENT.RU сообщал после публикации в апреле 2022 г. бухгалтерской отчетности за 2021 г. Из нее следовало, что по состоянию на 31 декабря 2021 г. стоимость чистых активов предприятия имела отрицательную величину и составляла минус 3,4 млрд руб., тогда как в 2020 г. данный показатель был положительным – 261,7 млн руб.
Данное обстоятельство указывает на наличие значительной неопределенности и способности «Восточной верфи» продолжать свою деятельность, предупреждали в той же отчетности аудиторы. Однако «Восточная верфь» не решилась сходить со стапелей, уповая на поиск новых инвесторов и судостроительные проекты, включая строительство одного краболовного суда и одного малого морского танкера. Но что-то пошло не так.
Напомним, что «Восточная верфь» – активный участник программы инвестиционных квот. Верфь строит шесть краболовных судов проектов 03141 и 03140 для добычи живого краба и производства готовой продукции соответственно. Заказчиками являются ООО «Дальневосточное побережье», ООО «Север», ООО «Сигма Марин Технолоджи».
Вышеуказанное банкротное дело в настоящее время оставлено арбитражным судом без движения. По предложению «Восточной верфи», суд продлил «остановку» до 19 декабря, чтобы были устранены документарные нарушения. Помимо этого дела в арбитраж поступают и другие: иск против судостроительного предприятия, самый крупный из которых относится к Минобороне. Оборонное ведомство хочет взыскать с АО «Восточная верфь» 494,16 млн руб.
По данным списка аффилированных лиц за 2021 г., экс-депутату ЗС ПК Геннадию Лазареву принадлежит 29% акций АО «Восточная верфь», еще 5,75% контролирует Андрей Мирошниченко. Другие владельцы акций не раскрываются, но ранее по 5,5% и 5,9% были в портфеле Игоря и Ольги Мирошниченко соответственно (по данным бухгалтерской отчетности за 2020 г.). Кроме того, 15,36% акций были у АО «Тихоокеанская электротехническая компания».
АО «Объединенная судостроительная корпорация» учреждено 21 марта 2007 г. в соответствии с указом президента России. 100% акций АО «ОСК» находится в федеральной собственности. Корпорация – крупнейшая судостроительная компания России. В холдинг входит около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса.