Новые поправки в градостроительные и архитектурные нормы, которые вступят в силу со следующего года, могут серьезно испортить облик Владивостока. Такое мнение KONKURENT.RU высказал Андрей Борняков, советник заместителя председателя правительства Приморского края, советник мэра Владивостока, главный архитектор ООО «Град М», член Приморского краевого отделения общественной организации «Союз архитекторов России», член градостроительного совета Приморского края и Владивостока.
С сентября вступили в силу поправки в законодательство, запрещающие требовать от строительных компаний какие-либо документы помимо тех, что включены в единый общероссийский список.
Сокращение процедур согласования и перечня обязательных документов позволяет застройщикам в регионах оптимизировать затраты и время на подготовку необходимой документации для получения разрешения на строительство.
В виде исключения до марта 2023 г. регионы могут потребовать согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства. Но вот с марта каждый сможет строить на свой вкус. Особые правила сделаны для городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, они по-прежнему будут застраиваться красивыми зданиями.
«Если не согласовывать объем и архитектуру зданий в центральной части наших городов, то что мы будем видеть? Сейчас мы имеем честь видеть красивые исторические здания, которыми мы гордимся, и то, что можно назвать современной архитектурой, к сожалению, не всегда удачной. Если не держать все под контролем, то вероятность появления «токсичных» зданий не избежать точно, – комментирует Андрей Борняков. – Либо «согласно нормам» будут строить допотопную посредственность, которая будет уродовать наш город, либо мы получим объекты с интересной архитектурой, которая будет гармонировать, а где-то намеренно диссонировать с историческими зданиями на контрасте «старина и современность. Но это должно решать профессиональное архитектурное сообщество совместно с властью города и края».
Архитекторов городов сейчас волнует то, что с марта они не смогут повлиять на застройщиков и потребовать изменить неудачный проект. Например, рассказал Борняков, Градостроительный совет Владивостока отказывал в согласовании около 30% проектов именно из-за эстетической непривлекательности, отсутствия необходимого паркинга и благоустроенной территории. Иногда на Градосовет предлагались варианты, давно устаревшие (архитектурно и функционально).
Если же вообще убрать надзор архитекторов, застройщики смогут строить, не обращая внимания на сложившуюся застройку и, по мнению Борнякова, тогда будет выжиматься максимум территории – без внимания к архитектуре, архитектурному наследию и окружающей среде.
«В европейских городах процедура согласования в центральных частях города очень жесткая. Может это ответ на задаваемый вопрос: «Почему у них так красиво, а у нас по-другому?» Местные власти должны найти механизм, чтобы принимать участие в процедуре согласования и иметь возможность влиять на облик городов в целом», – считает Борняков.
В качестве примеров удачного и неудачного архитектурного решения Андрей Борняков приводит два недалеко стоящих друг от друга здания: одно из них находится напротив «Изумруда» (Океанский пр-т, 13) – здание украшено большими часами на символической башне из железных конструкций, контрастирующей с лепниной. Дом выделяется среди городской застройки, удачно вписывается в ряд других исторических зданий и теперь стал архитектурной достопримечательностью. Никакого сравнения с ним не выдерживает стеклянное офисное здание FreshPlaza напротив мэрии (Океанский пр-т, 17).
«Предположу, что здание строилось без архитектора, и проектировщики, выжимая максимум, ничего лучше не придумали, чем одеть здание просто в стекло. Вот вам и разница: к реконструкции одного здания привлекли хорошего архитектора, а другое получилось посредственное и совсем не подходящее к архитектуре нашего города», – указал эксперт.
В настоящее время Совет главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований пытается урегулировать вопрос с объемно-архитектурными обликами зданий своими силами и направляет обращения в Минстрой. В частности, готовится законопроект, который позволит городам в правилах землепользования и застройки определять территории, где согласование с главным архитектором будет обязательным. Напомним, что последним главным архитектором Владивостока был Анатолий Мельник, уволившийся несколько лет назад, а деятельность Градсовета возобновили лишь в мае текущего года.
«Городу нужен главный архитектор. Что будет, если у симфонического оркестра не будет дирижера? Мы это услышим мгновенно, с первых минут звучания. Что если в крупном госпитале не будет главного врача? Это нам покажет статистика в первый же отчетный период, – рассуждает Борняков. – Отсутствие главного архитектора в согласовании проектов – это мы осознаем через десятки лет. И это будет город, в котором будут расти наши дети. И за это будущее ответственны прежде всего власти города с его архитекторами».