Даже при полном и эффективном импортозамещении сама необходимость в замене иностранных товаров снижает уровень жизни в стране, пришли к выводу экономисты Банка России Мария Лымарь, Александр Реентович и Андрей Синяков. Результаты их исследования представлены в статье «Экономика экспортера сырья в «новой реальности»: количественные и структурные параметры», с которой ознакомился РБК.
Для подсчетов эксперты использовали в качестве базовых параметры 2019 г., когда экономика была полностью открытой. Экономисты смоделировали три сценария в зависимости от эффективности импортозамещения инвестиционных и потребительских товаров.
Оптимистичный сценарий предполагает легкость создания полных аналогов выбывшего импорта и отсутствие потерь производительности при использовании импортозамещающих товаров в производстве.
При этом варианте ВВП сначала снижается, но затем медленно восстанавливается в течение 15 лет. Производство оригинальных отечественных товаров сокращается, и увеличивается выпуск импортозамещающих. Сценарий предполагает временное сокращение потребления, чтобы обеспечить накопление капитала, а восстановление и повышение уровня жизни откладывается на более отдаленную перспективу.
Нейтральный сценарий подразумевает неполное импортозамещение: качество отечественных товаров не гарантировано, между двумя видами импорта есть асимметрия: потребительские товары проще заместить, чем инвестиционные.
В этом варианте ВВП первоначально сокращается, но позже восстанавливается только частично. Потребление в целом снижается, уровень жизни потребителей становится ниже, чем в оптимистичном варианте.
Пессимистичный сценарий – с низким уровнем замещения и в производстве потребительских товаров, и инвестиционных. Доля отечественных товаров в потреблении оказывается минимальной из всех трех сценариев, ограниченные экспортные ресурсы направляют на закупку импортных, в основном потребительских товаров.
ВВП при этом варианте не начинает восстанавливаться и сокращается на треть от базового сценария. Его падение обусловлено вынужденным направлением труда и капитала на импортозамещение, сокращением экспортных поступлений, уменьшением масштабов экономики.
Уже пару веков мир живет в экономической парадигме, где страны продают товары, которые умеют производить хорошо и в больших объемах, и покупают те, что хорошо производят другие страны, отметил директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. При этом все попытки полного импортозамещения со стороны государств закончились провалом, напомнил эксперт.
По его мнению, целесообразно заместить критический импорт на 75–80%. «Особенно критично для России стоит вопрос технологий, но их не удастся заместить лишь прямыми денежными вливаниями: нужны знания и компетенции, которых нет», – объяснил эксперт.