2023-02-13T12:55:28+10:00 2023-02-13T12:55:28+10:00

На чем ездили во Владивостоке более 100 лет назад

Знатоки так и не смогли определить марку данного автомобиля, принадлежавшего кассиру Сибирского банка во Владивостоке Михаилу Захарову. ФООТО: из коллекции Т. Захаровой |  На чем ездили во Владивостоке более 100 лет назад
Знатоки так и не смогли определить марку данного автомобиля, принадлежавшего кассиру Сибирского банка во Владивостоке Михаилу Захарову. ФООТО: из коллекции Т. Захаровой

На заре становления владивостокского общества автомобиль был не средством передвижения, а именно роскошью. Позволить себе механического коня могли только или чиновники, или служащие по военному ведомству, или богатые люди. Коих, впрочем, в этом портовом городе было немало.

Среди последних было также модно менять старые авто на новые марки. «Блестящая с иголочки машина последнего выпуска «Форд» вызывала, конечно, общее восхищение. Наш потрепанный «Шевроле» с деревянными толстыми спицами выглядел рядом с роскошным фаэтоном весьма убого», – вспоминал Валерий Янковский, местный предприниматель, конечно, купивший роскошный «Форд». Со скидкой. Потому что дилером «Форда» был его родственник, выпускник восточного факультета ГДУ, ранее работавший в конторе Бринера по обслуживанию и продаже автомобилей и тракторов, Георгий Гусаковский.

Владивосток, являвшийся конечной точкой Транссибирского пути, являлся и местом, через которое проходили или мировые автомобильные гонки, или путешествия различных автомотокорреспондентов. Местная пресса всегда смаковала экзотические названия их автомобилей: американский Thomas Flyer, итальянский Zuest, немецкий Protos, французский Motobloc, De Dion-Bouton и Sizaire-Naudin.

Массовый приток в город легковых автомобилей европейского и американского производства был связан с интервенцией 1918–1922 гг. Все штабы военных и разные иностранные миссии, что были во Владивостоке, имели свои гаражи с машинами. Однако идентифицировать марки не так просто – только в США в то время было 20 000 производителей такой техники.

Недавно жительница Владивостока Татьяна Захарова нашла альбом фотографий от 1918 г., принадлежавший ее деду, кассиру Сибирского банка во Владивостоке Михаилу Ильичу. И задалась целью определить марку запечатленной на фото машины. Полгода опроса знатоков так и не дали ответа – разброс мнений был от «Форда» и «Кадиллака» до «Студебеккера» и «Антилопы гну».

Доподлинно известно, что все владивостокские владельцы, как и сейчас, сами разбирались тогда в автомобилях. «Вообще у легковых машин «Шевроле» тех лет были проблемы с тормозами. Гидравлических еще не освоили, и левая педаль приводила в действие длинные металлические тяги, которые зажимали колодки на барабанах задних колес. Правда, намокнув, они пробуксовывали, и их, притормаживая, требовалось хорошо прогреть, но это было в порядке вещей», – делился Янковский.

Появившись на рубеже веков, автомобили действительно были проблемными. «26 июля 1907 г. около 5 часов вечера на углу Посьетской и Первой Морской улиц автомобиль присяжного поверенного Преображенского налетел на экипаж, принадлежавший генеральше, госпоже Белой. Лошади стали пугливо пятиться, шофер, весьма опытный в управлении автомобилем и имеющий надлежащий аттестат, остановил совершенно автомобиль. Несмотря на это, простой солдат, кучер госпожи Белой, сам впервые видевший автомобиль и, по-видимому, не менее лошади испугавшийся его, не справился со своей ролью кучера и повалил набок экипаж», – писала газета «Дальний Восток».

Подобные случаи увеличивались, и Владивостокская городская управа ввела в городе правила дорожного движения.

«1. На автомобиль должно быть взято разрешение городской управы. 2. Наибольший вес автомобиля с грузом не должен превышать 250 пудов, или 4 тонн, а автомобиль большего веса требует особого разрешения. 3. При заявлении на разрешение надо предоставить точный чертеж автомобиля, указание лица, которому будет поручено управление автомобилем. Экипаж осматривается особой городской комиссией. 4. Шофером может быть только лицо вполне здоровое, и поэтому шофер подвергается медицинскому осмотру. 5. На право езды выдается особая книжка, а автомобиль снабжается особой нумерованной бляхой. 6. Утеря книжки или бляхи, а равно какая-либо переделка в автомобиле вызывает новый осмотр экипажа. 7. У каждого автомобиля должно быть устроено специальное приспособление, не допускающее возможности постороннему лицу пустить в ход автомобиль. 8. При переходе автомобиля от одного владельца к другому надлежит заявить управе. 9. Скорость движения не более 12 верст в час. 10. У автомобиля должны быть фонари и предупредительный рожок. 11. Автомобили должны соблюдать при езде правую сторону. 12. Езда вперегонки воспрещается».

С ростом количества автомобилей появился и новый вид преступности. Так, одним лицом было арендовано помещение, открытое им как первый городской гараж. Владельцы авто с удовольствием разместили их там, но наутро обнаружили ворота гаража опечатанными – за ночь арендатор продал гараж вместе с машинами новому владельцу, а сам скрылся в неизвестном направлении.

А 4 апреля 1918 г. пострадал и начавший уже проникать на рынок города японский автомобильный бизнес. В Маркеловском переулке (на месте нынешней территории отеля «Лотте») были убиты японцы – владельцы занимающейся продажей автомобилей японской фирмы «Ишидо». Глава фирмы, Гиичи Ишидо, с тремя огнестрельными ранами, был обнаружен в помещении конторы лежащим в луже крови, возле которой все же этой же кровью успел на полу написать перед смертью: «Ограбление. О, господи…»

Владивосток развивался. Развивался и его транспорт. В 1919 г. Городская управа уже зарегистрировала 382 единицы автотранспорта, среди которых 339 – это были легковые автомобили, из которых 194 находились в личном пользовании. А вот проблемы оставались теми же: «Один военный американский автомобиль 23 декабря 1919 г. несся с невероятной скоростью по Китайской улице. У Покровской церкви автомобиль переехал ломового извозчика китайца Сы-ен-чи. Лошадь испугалась и опрокинула телегу. Сы-ен-чи получил сильные ушибы и в бессознательном состоянии отправлен в городскую больницу».

Городской администрации пришлось ужесточать правила, предъявляемые к авто: «Автомобиль должен быть снабжен не менее как двумя независимо друг от друга действующими тормозами, один из тормозов должен быть ножной. Автомобиль должен быть снабжен однотонным полнозвучным низкого тона гудком, употребление сирен, трещеток, клаксонов, свистков и т. п. неблагозвучных аппаратов воспрещается. Все механизмы автомобиля должны быть исправны, надежного действия, конструированы так, чтобы опасность взрыва, пожара и иных несчастных случаев не имела места и беспокойство людей или животных дымом, шумом и либо удушливым запахом было устранено. К автомобилю на видном месте должна быть прочно прикреплена металлическая пластинка с указанием: фирмы автомобиля, названия серии или типа, номера шасси и данных о мощности двигателя».

А через 10 лет автомобиль уже можно было видеть во Владивостоке повсеместно. Так, писатель Владимир Арсеньев как-то взял котомку и, решив вспомнить молодость, отправился в верховья реки Седанки, где залез на вершину горы Лысой, которую он открыл еще в самом начале века. На вершине стоял… автомобиль с группой наслаждающихся видами и пикником молодых людей. «Вот бы они удивились, если бы узнали в этом старике человека, первым когда-то открывшим эту вершину». Сам, вероятно, более удивившись увиденному.

Юрий УФИМЦЕВ

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ