2023-02-14T09:50:20+10:00 2023-02-14T09:50:20+10:00

Битва за парковки: россиянам намекнули на новые правила

фото KONKURENT |  Битва за парковки: россиянам намекнули на новые правила
фото KONKURENT

При строительстве нового жилья вице-премьер Марат Хуснуллин рекомендовал регионам сократить стандартный норматив определения парковочных мест «одна квартира – одно машино-место». Иначе темпы автомобилизации населения всегда будут опережать возведение новых дорог и развитие общественного транспорта. Что думают по этому поводу владивостокские застройщики, узнал деловой еженедельник «Конкурент».

Разрастание парковочного пространства губительно по двум причинам, считает Хуснуллин. Во-первых, покупка квартиры вместе с парковкой дорого обходится покупателю. «На каждую квартиру площадью 40 кв. м вы будете строить еще парковку на 35 кв. м. Где вы возьмете столько места в городе? Где вы возьмете столько денег? И за все будет платить потребитель», – рассуждал он. Во-вторых, это вредит борьбе с автомобильными пробками. «С пробками так не борются. Никто в мире так не делает, коллеги», – сказал Хуснуллин.

С назначением Хуснуллина на пост вице-премьера право установления норматива парковочного пространства было передано регионам. «С боем, со спорами передал право формирования норматива парковок в регионы, но никто не разбежался им пользоваться в нужном ключе ради снижения норматива», – возмутился он.

Универсальное решение он видит в развитии общественного транспорта, на который должна пересесть большая часть населения. А главы городов с помощью коэффициента должны сами регулировать емкость парковочного пространства и вести жесткий учет каждого места. «Нужно смотреть, где нужно регулирование, где платную парковку ставить. Не ради того, чтобы деньги собирать, а регулировать движение легкового транспорта. <…> Без этого мы никогда проблему пробок не победим. Я 10 лет жизни отдал на борьбу с пробками в Москве, я хорошо эту тему изучил, весь мировой опыт изучил», – сказал он.

Владивосток, как известно, уже последовал примеру Москвы, организовав специально отведенный платный паркинг. Дело за малым: приучить население к «правильным» парковкам или поездкам на автобусах.

«Развитие направления общественного транспорта в регионе – несомненно, важный перспективный вектор. У этого вопроса много плюсов, и для жилищного строительства в том числе. Но для эффективности любой системы ее внедрение должно выполняться комплексно. А для этого необходимо обратить внимание в первую очередь на создание благоприятной транспортной инфраструктуры», – комментирует Яна Янкилевич, коммерческий директор компании Edelweiss.

По ее словам, сейчас, несмотря на то что во всех районах Владивостока и пригорода активно ведется строительство жилых объектов и объектов социального назначения, автодорожная сеть не меняется многие годы. Как итог – сильная загруженность действующих транспортных сетей.

«Нынешний план не соответствует темпу развития города, – уверена Янкилевич. — И несмотря на то, что автопарк общественного транспорта заметно обновился за последнее время, люди все еще придерживаются тенденции к содержанию личного авто. Многие привыкли к комфорту и мобильности, поэтому отсутствие или ограниченность парковочных мест в доме и на придомовых участках в целом не влияет на общую картину».


СПРАВКА. Нормативными документами в сфере строительства (в частности, СП 42.133330.2011) принята средняя обеспеченность автотранспортом в размере 350 машин на 1 тыс. человек. В прошлом году право регулировать его отдали регионам. По данным ЕРЗ.РФ, в среднем по России обеспеченность строящихся многоквартирных домов машино-местами составляет 0,1 машино-место на одну квартиру. В 84,9% строящихся многоквартирных домов вообще нет машино-мест. В тех домах, где машино-места имеются, строится в среднем 0,65 машино-места на одну квартиру. Доля домов с встроенными или пристроенными паркингами за последние годы выросла незначительно – с 14 до 15,1%.


На сегодняшний день действующие стандарты при строительстве жилых объектов во Владивостоке предполагают 1 машино-место на 100 кв. м жилой площади, но не менее 0,5 машино-места на одну квартиру.

Алексей Безгодков, директор ООО «СЗ «Акватория»: «Данный вопрос я бы рассматривал с двух сторон. Во-первых, количество паркинга при строительстве дома определяет муниципалитет каждого региона самостоятельно. Так, согласно строительным регламентам Владивостока положено полпарковочного места на одну квартиру, или на 100 метров квадратной площади. То есть прослеживается некий элемент плановой экономики, когда нас ограничивают жесткими рамками.

С другой стороны, сегодня современное общество устроено так, что в каждой семье имеется хотя бы одна машина, которую необходимо обеспечить парковочным местом. В этой связи при строительстве дома застройщик, безусловно, учитывает данный факт. С маленьким количеством парковок сегодня дом практически продать невозможно, а девелопер ориентируется в первую очередь на спрос и рынок. Особенно сейчас, когда количество новых проектов очень большое и конкуренция на рынке зашкаливает.

То есть я за то, чтобы количество парковочных мест определял не государственный чиновник, а сам застройщик, который будет ориентироваться на рынок и спрос».

Яна Янкилевич: «Мы пошли дальше существующих стандартов, и в своих объектах мы проектируем 0,7–2 машино-места на квартиру. В зависимости от класса жилья. Конечно, наличие подземного паркинга в доме всегда сказывается на стоимости квадратного метра. И все же мы замечаем тенденцию к тому, что люди стали более требовательны к своему комфорту и готовы за это платить».

Алексей Исаков, генеральный директор ООО СЗ «ДаВинчи Групп», поясняет, что застройщики по доброй воле готовы увеличивать количество парковочных мест в своих новых жилых комплексах в качестве дополнительного плюса для покупки квартиры: «На мой взгляд, для Владивостока это было бы большим плюсом по сравнению с рядом других плюшек, которые обычно делают застройщики. И к этому нужно идти, если мы хотим разрядить ситуацию».

Алишер Аббасов, генеральный директор ИСК «Система», отмечает, что дело даже не в нормативной базе, согласной которой муниципалитет определяет количество парковочных мест при строительстве дома, а в необходимости наведения порядка в этом срезе административными методами. Застройщик подчеркивает, что во Владивостоке автомобиль имеется практически в каждой семье, но практика показывает: люди готовы парковать машину где угодно, но только не на отведенном для нее месте. То есть те парковочные места, которые строит девелопер, мягко говоря, не всегда востребованы собственниками новых домов. Более того, не востребованы даже те парковки, которые застройщик не продал и сдает в аренду по стоимости обычного уличного паркинга.

«Таким образом, вопрос с регламентом по машино-местам связан не только с обязательством застройщика обеспечить такие места, но с функциями городской власти по наведению порядка во дворах домов, где люди хаотично расставляют машины. Если ты купил авто, ты должен позаботиться, где его парковать. А вот как обязать людей следовать этому правилу – задача городской администрации», – резюмирует Аббасов.

Яна Янкилевич признает, что для застройщика паркинг всегда является дополнительным расходом, но в современных реалиях компании обязаны предусмотреть его в проекте для комфортного проживания. «Потому что придомовая территория, как правило, сильно ограничена, а в нашем автомобильном городе тем более», – поясняет Янкилевич.

Самая важная причина сохранить действующие нормативы, по мнению экспертов, – равные права на бумаге для бесплатных мест вдоль тротуара и дорогих мест в подземном паркинге. Для закона они равны и учитываются как машино-места. Если, к примеру, в одном и том же доме по действующим нормативам требуется 100 машино-мест, из которых 50 застройщик разместит в подземном паркинге, а еще 50 будут общедоступны, то сложности с парковкой могут наблюдаться с первого дня заселения дома: жильцы, не желая покупать парковочные места, постараются уместиться на 50 бесплатных, а платный подземный паркинг будет пустовать годами. Предположим, нормы изменили: теперь этому дому требуется всего 60 машино-мест, из которых 50 все так же в подземном паркинге. После этого можете не ждать взрывных продаж машино-мест под землей, зато будут «парковочные войны» за десять катастрофически дефицитных бесплатных мест у подъезда.

Алексей Безгодков: «Должна ли быть парковка для собственников новых квартир бесплатна? Если да, то кто компенсирует застройщику расходы на строительство парковок, ведь под парковку застройщик жертвует значительные территории и закладывает эти расходы в себестоимость строительства.

На мой взгляд, должно быть так: кто готов платить, у того есть парковка. Кто не готов – значит, ездит на общественном транспорте. Но здесь логично предположить, что если люди предпочитают такой вид передвижения, то и выбирать будут локации с удобными транспортными развязками, автобусными остановками и так далее. И в таком случае строить дом с паркингом вообще не имеет смысла. Однако сегодня, думаю, ни один застройщик во Владивостоке не может похвастать тем, что строит дом без учета хотя бы одного машино-места».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ