2023-04-06T12:17:32+10:00 2023-04-06T12:17:32+10:00

Дарькина прижали к причальной стенке

фото: фотобанк Росконгресса |  Дарькина прижали к причальной стенке
фото: фотобанк Росконгресса

Подконтрольный бывшему губернатору Приморья Сергею Дарькину «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) проиграл очередной спор в Москве по причальному делу, выяснил KONKURENT.RU.

Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворять иск ВМРП о признании недействительными нескольких пунктов договора аренды причалов № 44 – 54, заключенного с ФГУП «Нацрыбресурсы». А именно: пункт 1.1. в части включения условий об осуществлении инвестиций в создание и модернизацию объектов портовой и иной инфраструктуры, а также пункт 8.3. договора в части возможности расторжения договора в случае нарушения арендатором пунктов 4.1. и 4.2 договора (с учетом ст. 49 АПК РФ).   

Исковые требования были поданы ВМРП еще в октябре 2021 г., до апреля текущего года суд все откладывал рассмотрение дела.

Чем ВМРП мотивировал свой поход в арбитраж? «С учетом имеющихся объектов инфраструктуры, пропускная способность порта на момент заключения договора аренды от 14.08.2017 была 5 399 000 тонн в год, в том числе перевалка рыбопродукции 514 000 тонн в год, перевалка контейнеров 2 729 200 тонн в год. Таким образом, имеющаяся специализированная холодильно-складская инфраструктура порта была достаточна для перевалки и хранения рыбы, рыбной продукции и морепродуктов, включая имеющийся холодильный склад, обеспечивающий пропускную способность порта по перевалке рыбы и рыбопродукции в объеме не менее 500 000 тонн в год», – подаются аргументы порта в судебных материалах.

В этих условиях возложение на истца обязательств по инвестированию модернизации и строительства новых объектов инфраструктуры не было обусловлено экономической или технологической необходимостью, поясняет дальше ВМРП. Но условия договора были заявлены «Нацрыбресурсами» как обязательные, без которых заключение документа было бы невозможным.

Вследствие этого ВМРП был вынужден подписать договор на условиях ФГУП, «поскольку без обеспечения доступа к причалам невозможно функционирование инфраструктуры порта». В результате стоимость финансовых вложений для исполнения указанных необоснованных условий составила не менее 920,5 млн руб.

«Федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрено такого условия договора аренды инфраструктуры морского порта, как выполнение арендатором инвестиционных обязательств», – указывал ВМРП. Представители порта подчеркивали, что любые проекты в морских портах должны производиться посредством заключения договоров, предусмотренных федеральными законами об инвестиционной деятельности и о концессионных соглашениях.

Почему суд не согласился с мнением ВМРП? Московский арбитраж пришел к выводу, что ВМРП фактически хотел пересмотреть вступившие в законную силу судебные акты, которыми злополучный договор аренды уже был расторгнут. Причем «в обход процедуры обжалования, установленной разделом 6 АПК РФ и с использованием иного способа защиты права (о признании пунктов договора недействительными), что недопустимо с позиции части 1 статьи 16 АПК РФ».

Решение о расторжении договора аренды причалов 44 – 54, заключенного между ВМРП и «Нацрыбресурсы», имеет преюдициальное значение, решил в этом деле Арбитражный суд Москвы. Тем более в них спорным пунктам договора была дана трактовка, и согласно ей – они «не противоречат действовавшему и действующему законодательству».

«Доводы истца [ВМРП] относительно квалификации спорных пунктов договора рассмотрены судами трех инстанций и в том числе Верховным судом Российской Федерации, и им дана правовая оценка, на основании чего у суда в рамках рассмотрения настоящего спора отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований», – заключил суд.

Напомним, суды с подачи «Нацрыбресурсы» расторгли договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 14 августа 2017 г. за ОАО «Владивостокский морской рыбный порт». И потребовали вернуть в лоно госпредприятия причалы № 44 – 54, расположенные по адресу:  Приморский  край,  г.  Владивосток,  ул.  Березовая,  д.  25. И не просто возвратить, а отдать гидротехнические сооружения вместе со всеми неотделимыми  улучшениями.

Причина – срыв инвестиционного проекта. Как уже неоднократно описывал ситуацию KONKURENT.RU, дочерняя структура рыбного порта – ООО «Владивостокский рыбный терминал» – не выполнила инвестиционные условия по договору с ФГУП «Нацрыборесурсы». В частности, не подготовила инвестиционный проект и не осуществила запланированные инвестиции в модернизацию специализированной холодильно-складской инфраструктуры для перевалки и хранения рыбы, рыбной продукции и морепродуктов, включая строительство холодильного склада на территории порта, и обеспечивающей увеличение пропускной способности порта по перевалке не менее 500 тыс. тонн рыбы, рыбной продукции и морепродуктов.

Новое решение Арбитражного суда г. Москвы – это уже третье по счету поражение ВМРП. Ранее суд отказался понуждать ФГУП «Нацрыбресурс» заключать соглашение об организации и обеспечении непрерывности технологического процесса оказания услуг с ОАО «Владивостокский морской рыбный порт». До этого судья Верховного суда РФ Галина Кирейкова отказала в передаче надзорной жалобы ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» на рассмотрение президиума ВС по причальному спору между стивидорной компанией и ФГУП «Нацрыбресурс». 30 марта  стивидорная компания подала надзорную жалобу (представление) на фундаментальные нарушения норм права.

ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» контролируют ООО «Геотэкс», связанное с Сергеем Дарькиным, и Александр Евдокимов, генеральный директор ООО «Торговый дом ФИЛИ».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ