Компания РЖД не выполнила поручение президента Владимира Путина по ускорению сроков реконструкции Восточного полигона. Так считает вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
«В 2022 г. завершен первый этап реконструкции Восточного полигона железных дорог, а также реконструкция восьми перовоочередных объектов второго этапа. По данным Аналитического центра правительства РФ, по целому ряду объектов второго этапа есть отставание по срокам», – цитирует Трутнева пресс-служба аппарата полпреда по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Он напомнил, что в сентябре 2022 г. президент поставил задачу по реализации второго этапа реконструкции Восточного полигона.
«Формулировка была – нарастить темпы строительства с использованием механизма концессии и с привлечением внебюджетного финансирования. Правительство поручило Росжелдору рассмотреть заявки на концессию, но заявки не рассмотрены. Поручение президента не выполнено», – сказал Трутнев.
По его словам, для семи дальневосточных регионов железные дороги являются безальтернативным вариантом вывоза продукции местных предприятий и завоза необходимых товаров. Нагрузка на железные дороги растет в связи с перенаправлением грузопотока с запада на восток.
По словам министра транспорта Виталия Савельева, слова которого приводятся в сообщении, за четыре месяца текущего года грузопоток в Восточном направлении приблизился к 97 млн тонн, что на 8% выше аналогичного периода 2022 г. Перевозки возросли как во внутрироссийском сообщении Восточного полигона (+4,3%), так и в экспортном сообщении (+10,6%).
Вместе с тем, по словам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, ситуация с перевозками по Восточному полигону остается напряженной, начиная со второго полугодия 2022 г. наблюдается стагнация объемов погрузки по субъектам ДФО. Отдельно он обратил внимание на отправку грузов резидентов преференциальных режимов – ТОР и свободного порта, поскольку в связи с реализацией инвестиционных проектов объем грузов увеличивается.
По данным Минтранса, в настоящее время прорабатывается вопрос реализации концессионных соглашений в отношении четырех объектов. Речь идет о втором Северомуйском тоннеле, втором Кодарском тоннеле, втором Кузнецовском тоннеле и мосте через Амур. Сейчас условия концессионных соглашений обсуждаются совместно с инвестором и РЖД.
Как уже сообщал KONKURENT.RU, по итогам обсуждения Трутнев поручил Минтрансу совместно с Минэкономразвития и РЖД представить предложения по приоритизации грузов, перевозимых через Восточный полигон.
«Необходимо проанализировать актуальность заявок. Грузовая способность увеличилась, но не учитывает реальной потребности грузоотправителей. Все работы необходимо организовывать от реальной потребности страны, а не планов, которые были приняты в других сценарных условиях. РЖД сегодня говорили о том, что не все заявки подтверждены реальными объемами перевозки. После этого, определившись с тем, что действительно необходимо перевезти, надо понять, какой объем необходимых работ может произвести Росжелдор, а по остальному объему надо разобраться, кто может выполнить эти работы», – заключил Трутнев.
Комплекс мероприятий, направленных на увеличение пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба, призван обеспечить дальнейший рост грузопотока к морским портам, а также повлиять на структуру грузоперевозок в целом, в том числе за счет увеличения транзитных контейнерных перевозок. Цель второго этапа модернизации Восточного полигона – увеличение годовой пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн в 2024 г.