Строительство первого этапа дороги Владивосток – Находка – порт Восточный обойдется бюджету в два раза дороже от первоначальной сметы, заявили в Счетной палате РФ.
Удорожание объекта вызвано многочисленными корректировками проектно-сметной документации. Так, в 2020 г. в нее были внесены изменения из-за оползней на одном из участков автодороги, в 2021 г. – в связи с удорожанием строительных ресурсов, а в 2022 г. – оползневыми процессами еще на четырех участках трассы.
В результате, подсчитали аудиторы Счетной палаты, стоимость строительства автотрассы увеличится с 20,7 млрд руб. в 2016 г. до 40,1 млрд руб. в 2024 г., года, когда планируется сдать дорогу в эксплуатацию.
При этом, отметили в Счетной палате, срок сдачи дороги был в очередной раз сдвинут. Так, первоначальный срок завершения строительства планировался в декабре 2020 г, но был перенесен на декабрь 2021 г., а затем на декабрь 2022 г. Однако и в этот срок автомобильная дорога не построена.
«По отдельным мероприятиям отставание от графика составляет от 1 до 14 месяцев. С учетом полной приостановки работ по пяти мероприятиям и необходимости корректировки проектно-сметной документации ожидаемый срок реализации объекта – 2024 г.», – говорится в сообщении СП.
Более того, аудиторская проверка выявила некоторые нарушения в ходе реализации проекта. В частности, Минтранс Приморского края принял и оплатил невыполненные работы и работы, не соответствующие условиям госконтракта, на общую сумму 69 млн руб. По указанным фактам направлено обращение в Генпрокуратуру.
Уточняется, что за 2022 г. техническая готовность первого участка увеличилась всего на 0,2% – с 92,8% до 93% на 1 ноября 2022 г. При этом с учетом роста стоимости и сроков строительства объект готов только на 55,9%.
Что касается второго участка автодороги, то ранее Счетная палата рекомендовала рассмотреть вопрос о реконструкции уже существующей трассы А188 Артем – Находка – порт Восточный. «Предварительная стоимость реконструкции участков автодороги А188 составляет 236,5 млрд руб., что на 70,4 млрд руб. дешевле предлагаемого ранее строительства второго участка автодороги», – указывается в сообщении Счетной палаты.
Строительство трассы Владивосток – Находка – порт Восточный называют «стройкой десятилетия» (общая протяженность – 143 км), дорога должна стать частью транспортного коридора «Приморье-1», который связывает порты Приморья с Китаем. Протяженность проекта «Приморье-1» оценивают в 700 км с учетом железнодорожных путей и прохождения по территории Китая. Первый участок трассы из Владивостока в порт Восточный с 18-го по 40-й километр строит «Трансстроймеханизация». Она входила в «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, а с 2020 г. стала частью группы компаний «Нацпроектстрой» Ротенберга и ВЭБа.