Вся прибыльная история АО «Восточная верфь» в 2010-х оказалась выдающейся мистификацией. На деле у одной из крупнейших верфей на Дальнем Востоке наблюдаются острая нехватка финансовых средств и многомиллиардные долги по кредитам. Предполагается, что до плачевного состояния предприятие могли довести искусственно, пишет деловой еженедельник «Конкурент».
В марте 2021 г. в ходе заседания Законодательного собрания Приморского края председатель совета директоров АО «Восточная верфь» Геннадий Лазарев обратился к тогдашнему начальнику УМВД Приморья Олегу Стефанкову с просьбой помочь разобраться с хищениями крупной суммы на заводе. В частности, по словам Лазарева, в ходе аудита за 2011–2016 гг. были выявлены факты отвлечения денежных средств на сумму более 1 млрд руб. в интересах сторонних организаций, а также хищения денежных средств, предназначенных на выполнение гособоронзаказа на общую сумму около 300 млн руб.
«По выявленным фактам хищений в правоохранительные органы направлены заявления для принятия решения согласно УПК РФ. До настоящего времени по материалам проверки ответственные лица не привлечены», – сетовал Лазарев в ходе ЗС ПК.
Тогда казалось, что «Восточную верфь» лишь качнуло от полученной пробоины. На деле катастрофа компании с многомиллиардным оборотом была неотвратима, следует уже из письма Лазарева первому заместителю Генпрокурора РФ Дмитрию Демешину (есть в распоряжении «К»). Согласно ему, начало концу «Восточной верфи» было положено еще в 2008 г., когда компания начала совершать сделки с заинтересованностью по продаже акций АО ВП «ЭРА» и АО «ТЭТК», принадлежащих «Восточной верфи». Более того, без проведения рыночной оценки их стоимости, по договорной цене с покупателями. Если верить письму Лазарева, то решение об этом принимал бывший глава предприятия Игорь Мирошниченко. Но, во-первых, без одобрения совета директоров предприятия, а во-вторых – являясь аффилированным лицом не только «Восточной верфи», но и АО ВП «ЭРА». Что касается АО «ТЭТК», то на момент сделок его акционерами были близкие родственники экс-гендиректора «Восточной верфи».
Так, согласно письму Лазарева, в 2008 г. из собственности АО «Восточная верфь» уплыли 448 849 акций АО ВП «ЭРА». Их фактическим владельцем стало ООО «Архипелаг». В 2011 г. ООО «Пасифик» достались 267 777 штук ценных бумаг АО «ТЭТК». Продажные операции на этом не закончились. В 2013 г. еще 982 775 акций АО ВП «ЭРА», принадлежавшие «Восточной верфи», уходят в портфель ООО «Каскад ДВ» за 5,4 млн руб. при их рыночной стоимости в 11,2 млн руб. По заниженной цене (2,7 млн руб.) были проданы ценные бумаги АО «ТЭТК», составлявшие 38,25% уставного капитала компании. При этом, пишет Лазарев со ссылкой на экспертизу, действительная стоимость акций на тот момент превышала 12 млн руб.
Самым печальным в этой истории для «Восточной верфи» является тот факт, что судостроительное предприятие фактически само оплатило договоры купли-продажи. Председатель совета директоров верфи приводит один пример – работа предприятия с ООО «Каскад ДВ». Данная фирма с 2010 г. сдавала «Восточной верфи» в аренду катера «Буран» и «Луч», а также складские помещения, которые по факту не использовались судостроительным предприятием ввиду отсутствия производственной необходимости. Но деньги почему-то перечислялись на расчетный счет ООО «Каскад ДВ». Как уверяет Лазарев, также расходовались средства, полученные верфью на выполнение работ по постройке судов для государственных нужд и взятые на эти же цели кредитные деньги.
Важно и другое – в чьих руках в итоге оказались акции АО ВП «ЭРА» и АО «ТЭТК». «В период с 2012 г. по 2015 г. акции АО ВП «ЭРА» перешли от ООО «Каскад ДВ» в собственность членам семьи Игоря Мирошниченко за 1 руб. за штуку, то есть более чем в пять раз дешевле цены приобретения у АО «Восточная верфь». Акции АО «ТЭТК» достались лицам из ближайшего окружения Мирошниченко в период его работы в «Восточной верфи». Материальный ущерб – не менее 31,5 млн рублей», – утверждает Лазарев в письме Демешину, ссылаясь на объяснения сотрудников бухгалтерского отдела.
Как все это могло произойти за спиной у акционеров и совета директоров АО «Восточная верфь»? Председатель совета директоров судостроительного предприятия утверждает, что бывшее руководство завода скрывало от заинтересованных лиц информацию о продажах ценных бумаг, не внося ее в финансовые отчеты о деятельности верфи. Вследствие этого никто из топ-менеджеров компании не подозревал об операциях, соответственно – не мог препятствовать отчуждению имущества. Не задавались вопросом и в бухгалтерии, так как считали, что гендиректор, согласно уставу предприятия, имел на это право.
Результатом стало заявление в полицию. Но на события вокруг АО «Восточная верфь» со стороны местных правоохранительных органов последовала вялая реакция. Почти 17 месяцев следователи проводили проверку факта незаконного отчуждения имущества компании. Материал проверки перебрасывали от одного подразделения другому. В конечном счете, по данным «К», следователи УМВД г. Владивостока возбудили уголовное дело по факту хищения акций, но также быстро прекратили его «в связи с истечением срока давности уголовного преследования». И даже более – вполне конкретный фигурант уголовного дела превратился в «неустановленное лицо из числа руководства АО «Восточная верфь». Последнее обстоятельство, между тем, фактически лишило предприятие возможности выдвигать иск в гражданском судопроизводстве с требованием вернуть акции.
Теплится лишь надежда на возврат 147 млн руб., перечисленных АО ВП «ЭРА» за работы для Минобороны двух танкеров. Но уголовное дело по ним, выделенное в отдельное производство, еще идет, и, памятуя о ситуации с акциями, в «Восточной верфи» слабо верят в успех.
Однако даже возврат миллионов вряд ли спасет сегодня «Восточную верфь». Все дело – в вышеупомянутых танкерах для Минобороны. Их заложили в 2014 г., когда гендиректор Игорь Мирошниченко подписал с Министерством обороны России соответствующий контракт ценой около 8 млрд руб. Через год на верфь пришло решение от МО, суть которого заключалась в смене проекта с 03180 (водоизмещение 2,3 тыс. тонн) на 03182 (3,5 тыс. тонн). Проекта при этом на руках судостроителей не было, его присылали частями.
В итоге почти пять лет завод строил суда в два раза большего размера, чем планировал ранее, без действующего контракта, но за прежние деньги. И остался без средств. В настоящее время в УМВД по Приморскому краю направлено заявление «Восточной верфи» о проверке фактов предоставления из числа бывших руководителей завода акционерам недостоверных бухгалтерских отчетов за 2019–2020 гг. (где был исключительно положительный баланс) с целью получения кредита на достройку танкеров. Их (один готов на 90% и спущен на воду, готовность второго – 30–40%) так и не ввели в эксплуатацию, а контракт Минобороны разорвало. Теперь ведомство «атакует» «Восточную верфь» в арбитражном суде, требуя вернуть государственные средства.
Но денег нет. По официальным данным, убытки предприятия на самом деле только за 2021 г. составили более 2 млрд руб. «По состоянию на 31 декабря 2021 г. стоимость чистых активов предприятия имела отрицательную величину и составляла минус 3,4 млрд руб.», – гласит аудиторское заключение.
То есть иных уж нет на предприятии, но их дела продолжают тянуть «Восточную верфь» на дно. Для оценки состояния судостроительного завода и его финансового оздоровления Минпромторгом России была создана межведомственная комиссия, главная задача которой – вывести предприятие из кризиса, сообщало правительство Приморского края. Для чего необходимо решить вопрос о смене ключевого инвестора, который возьмет на себя как долговую, так и социальную нагрузку, выполнит все обязательства и условия по гособоронзаказам и гражданским контрактам.
Таким партнером могла бы стать Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Однако глава ОСК Алексей Рахманов заявил в интервью, опубликованном на сайте корпорации 16 января, что «просто взять на себя их [«Восточной верфи»] долги, пока еще не до конца измеренные, нам в нынешней ситуации очень бы не хотелось». При этом глава ОСК полагает, что сумма реальной задолженности «Восточной верфи» может составлять от 8 млрд до 12 млрд руб.
«Если смотреть в будущее, есть четкое понимание, как выходить из сложившейся ситуации. Есть инвестор, который готов взять на себя социальную и финансовую нагрузку. Есть понимание департамента гособоронзаказа Минобороны РФ о дополнительном обеспечении завода заказами в случае смены финансовой и производственной политики и ключевого инвестора. Поэтому речь не идет о сценарии, который мы видели несколько лет назад на соседнем предприятии «Радиоприбор», которое в итоге было потеряно», – отмечал ранее министр промышленности Приморья Сергей Калитин.
Не повторить судьбу «Радиоприбора» у «Восточной верфи» есть все шансы. Предприятие единственное, кто строит рыбопромысловые суда по программе «квоты под киль» с опережением графика. Значит, технические и человеческие ресурсы завода еще не истощились. Вопрос лишь в том, сможет ли «Восточная верфь» победить похоже на искусственно созданный финансовый кризис. В одиночку – вряд ли.