Преподавание церковнославянского языка, который является неотъемлемой частью русского языка, следовало бы ввести в российских школах, это способствовало бы в том числе реализации курса на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и борьбе с иностранными заимствованиями в русском языке. Такое заявление сделал на днях председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев).
На просьбу уточнить, идет ли речь о факультативных занятиях или обязательном предмете, епископ Евфимий заметил, что этот вопрос находится в компетенции министерства просвещения, однако, по его мнению, «какое-то место в школьной программе надо найти».
«Что касается ссылок на перегруженность программы, то понятно, что она всегда будет перегружена. Надо выстраивать приоритеты. В противном случае нам действительно будет очень сложно донести до молодого поколения те смыслы, те ценности, хранителем которых выступает церковь», – заключил епископ.
KONKURENT.RU спросил экспертов, стоит ли «кошмарить» школьников новым предметом.
«При всем уважении к православным ценностям, хотелось бы напомнить про статью 4 Конституции РФ, в соответствии с которой государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. И изучение «мертвого» языка, используемого только в православной книжно-письменной сфере и богослужении, является прямым нарушением», – напоминает Алексей Дешпет, предприниматель.
Адвокат Виталий Береговский: «Для меня представляется абсурдным не только само предложение подобного рода, так как в правовом поле это трудно осуществимо (особенно если речь идет о внедрении предмета в обязательном порядке), но и сама цель, о которой говорит епископ, в контексте борьбы с иностранными заимствованиями. В любом языке присутствует иностранное заимствование. Давайте тогда изучать галголицу, которая еще более древняя, чем кириллица. Старославянский язык тоже построен на заимствовании греческих букв и слов. Рассуждая в подобном аспекте, можно ситуацию довести до полного абсурда».
По словам Алексея Дешпета, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей не является задачей образовательного учреждения: «Предложения о принудительном изучении церковнославянского фактически являются признанием беспомощности института церкви. Встречное предложение: станьте интересны и понятны молодежи – и будет проще донести смыслы и ценности. Дети каждый год ездят на экскурсии в океанариум. Почему не приглашают на экскурсию в храм?»
Иерей Глеб Журавлев, настоятель храма всех святых г. Уссурийска: «Очевидно, что школьная программа и так перегружена. От самого введения в нее церковнославянского языка никаких положительных моментов не будет. Идея хороша, если интегрировать ее в рамках курса ОПК (основы православной культуры), но никак не отдельным предметом. Но сразу возникает вопрос: а кто это будет преподавать? И следом второй: непосредственно сами учителя что думают относительно такой инициативы да и в целом о внесениях изменений в школьную программу? Министерство образование «работает» на бумаге, а вот с практической деятельностью сталкиваются как раз учителя. Их и нужно спрашивать, с ними и необходимо советоваться: с педагогами!»
Оксана Винниченко, учитель начальных классов: «В обязательном порядке нужно изучать родную культуру, а церковнославянский язык – зачем, для чего? Если бы речь шла о свободном факультативе или кружке – такой формат пошел бы на пользу. А отдельным предметом вводить лично я не считаю необходимым. Современные дети так сильно перегружены информацией, что если еще заставить их изучать церковнославянский язык, боюсь ничем хорошим это не закончится. Почему никто не задумывается о том, что учеба – это труд, что дети работают и в школе, и дома?»
С учителем и священником полностью согласен Алексей Дешпет. «С точки зрения образовательного процесса все-таки надо стремиться максимально эффективно использовать временной ресурс школьников и преподавателей, – говорит предприниматель. – Школа не может существовать отдельно от окружающей действительности. Цифровизация, автоматизация, роботизация – уже не только про сложные технологические процессы, но и ежедневные бытовые. Стремительное развитие технологий и изменение образа жизни не может игнорироваться программой школьного образования. Как можно раньше надо изучать языки программирования, робототехнику, основы правильного питания и физического развития, теорию решения изобретательских задач и взаимодействие с искусственным интеллектом. На церковнославянском не напишешь код для робота, и чтение православной литературы в оригинале не даст знаний о теории реактивного движения. Прогресс невозможно остановить, и не стоит пытаться».