На заседании правительственной комиссии по транспорту, которое состоялось 26 мая, было поддержано предложение продлить до конца года применение временных правил определения очередности перевозок грузов по сети РЖД, которые истекают 1 июля.
До прошлого года в России действовали правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД, которые обеспечивали очередность доступа грузоотправителей к перевозкам. Но в марте 2022 г., после начала спецоперации России на Украине и введения международных санкций, правительство отменило этот порядок и ввело временные правила доступа грузов на сеть РЖД, которые, в частности, позволяют вывозить на восток товары других регионов, потерявших европейские рынки сбыта. Это связано с тем, что часть традиционных рынков для российских экспортеров оказалась закрыта и им пришлось переориентировать поставки из Европы в Азию – в основном через порты Дальнего Востока.
Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. При этом грузовые разделены на категории по значимости – от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от чрезвычайных происшествий, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.
Почему власти поддержали новый порядок? На фоне международных санкций против России в 2022 г. объем железнодорожных грузоперевозок на восток (80 млн тонн) впервые в истории превысил перевозки на запад (76 млн тонн. РЖД пришлось перестраивать все процессы, поскольку более 700 предприятий с запада «поехало на восток».
Поменялась и структура грузов. Так, на северо-западном направлении практически исчезли контейнеры, поэтому два контейнерных терминала в Усть-Луге переориентированы под выгрузку угля, а на Дальний Восток РЖД повезли грузы, которые туда раньше почти не ехали (химия и металлы).
Временные правила играют важную роль в обеспечении стабильности отгрузок, и их отмена привела бы к существенному ухудшению уровня диспетчеризации и ритмичности в ряде отраслей, в первую очередь ориентированных на экспорт, замечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Но для РЖД – это риски. Правила недискриминационного доступа предполагали, что более дорогие для РЖД грузы имеют приоритет. А временные правила предусматривают пропуск вперед более «дешевых» грузов: приоритет сегодня отдан и продуктам питания, и лесным грузам. В марте глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил вице-премьеру Андрею Белоусову поменять очередность перевозок грузов, чтобы увеличить поставки высокодоходных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа (СУГ).
«РЖД вынуждены везти грузы, которые приносят меньший доход. Тем не менее мы видим, что государство прилагает усилия для поддержки холдинга – осуществляются дополнительные вливания в уставный капитал, дотации идут и из Фонда национального благосостояния для реализации инвестпрограммы в тех объемах, в которых она заявлена», – писал Решетников в письме Белоусову.
Тарификация услуг РЖД по перевозке осуществляется по прейскуранту 10–01, утвержденному постановлением правительства в 2003 г. Он предусматривает дифференциацию по трем тарифным классам в зависимости от стоимости самих грузов (первый класс – наиболее дешевые: уголь, песок, щебень и руда; второй класс – нефть и нефтепродукты, зерно, удобрения; третий – продукция высокого передела: химические грузы, черные и цветные металлы и другие), дальности и скорости перевозок, типа подвижного состава и других параметров.