2023-05-30T14:37:13+10:00 2023-05-30T14:37:13+10:00

РЖД увязнет в правилах недискриминационного доступа

фото KONKURENT |  РЖД увязнет в правилах недискриминационного доступа
фото KONKURENT

На заседании правительственной комиссии по транспорту, которое состоялось 26 мая, было поддержано предложение продлить до конца года применение временных правил определения очередности перевозок грузов по сети РЖД, которые истекают 1 июля.

До прошлого года в России действовали правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД, которые обеспечивали очередность доступа грузоотправителей к перевозкам. Но в марте 2022 г., после начала спецоперации России на Украине и введения международных санкций, правительство отменило этот порядок и ввело временные правила доступа грузов на сеть РЖД, которые, в частности, позволяют вывозить на восток товары других регионов, потерявших европейские рынки сбыта. Это связано с тем, что часть традиционных рынков для российских экспортеров оказалась закрыта и им пришлось переориентировать поставки из Европы в Азию – в основном через порты Дальнего Востока.

Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. При этом грузовые разделены на категории по значимости – от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от чрезвычайных происшествий, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.

Почему власти поддержали новый порядок? На фоне международных санкций против России в 2022 г. объем железнодорожных грузоперевозок на восток (80 млн тонн) впервые в истории превысил перевозки на запад (76 млн тонн. РЖД пришлось перестраивать все процессы, поскольку более 700 предприятий с запада «поехало на восток».

Поменялась и структура грузов. Так, на северо-западном направлении практически исчезли контейнеры, поэтому два контейнерных терминала в Усть-Луге переориентированы под выгрузку угля, а на Дальний Восток РЖД повезли грузы, которые туда раньше почти не ехали (химия и металлы).

Временные правила играют важную роль в обеспечении стабильности отгрузок, и их отмена привела бы к существенному ухудшению уровня диспетчеризации и ритмичности в ряде отраслей, в первую очередь ориентированных на экспорт, замечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Но для РЖД – это риски. Правила недискриминационного доступа предполагали, что более дорогие для РЖД грузы имеют приоритет. А временные правила предусматривают пропуск вперед более «дешевых» грузов: приоритет сегодня отдан и продуктам питания, и лесным грузам. В марте глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил вице-премьеру Андрею Белоусову поменять очередность перевозок грузов, чтобы увеличить поставки высокодоходных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа (СУГ).

«РЖД вынуждены везти грузы, которые приносят меньший доход. Тем не менее мы видим, что государство прилагает усилия для поддержки холдинга – осуществляются дополнительные вливания в уставный капитал, дотации идут и из Фонда национального благосостояния для реализации инвестпрограммы в тех объемах, в которых она заявлена», – писал Решетников в письме Белоусову.

Тарификация услуг РЖД по перевозке осуществляется по прейскуранту 10–01, утвержденному постановлением правительства в 2003 г. Он предусматривает дифференциацию по трем тарифным классам в зависимости от стоимости самих грузов (первый класс – наиболее дешевые: уголь, песок, щебень и руда; второй класс – нефть и нефтепродукты, зерно, удобрения; третий – продукция высокого передела: химические грузы, черные и цветные металлы и другие), дальности и скорости перевозок, типа подвижного состава и других параметров.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ