2023-06-05T07:52:59+10:00 2023-06-05T07:52:59+10:00

Крупные компании присели на дорожку. ФАС раскрыла тайну госконтрактов

фото: с сайта ФАС |  Крупные компании присели на дорожку. ФАС раскрыла тайну госконтрактов
фото: с сайта ФАС

Конкуренция в секторе дорожного строительства видна лишь при розыгрыше относительно некрупных контрактов с ценой до 100 млн руб., в случае с договорами от 1 млрд руб. ее нет, заявила начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Ольга Горбачева на сессии Форума дорожных инициатив.

«Вопрос о конкуренции на рынке дорожного хозяйства на самом деле очень простой – ее нет. Собственно, это подтверждается тем, что все исполнители крупных инфраструктурных проектов знают друг друга, мы их тоже знаем. Если мы говорим о закупках выше 1 млрд руб., они все находятся на контроле у центрального аппарата. Хотим ли мы что-то с этим делать? Конечно, хотим. Но, насколько я понимаю, задача сегодня правительственная – обеспечить максимально быструю реализацию инфраструктурных проектов. И конкуренция на сегодняшний день явилась той самой жертвой», – сказала Горбачева.

По оценкам ФАС, качество «ручного управления» в дорожном строительстве выше, чем в секторе создания объектов капстроительства. Вместе с тем строительный сектор находится в неконкурентной зоне, поскольку в среднем на конкурс здесь поступает менее двух заявок.

Согласно презентации, продемонстрированной Горбачевой на форуме, в 2022 г. в рамках 44-ФЗ было размещено 35,69 тыс. дорожных закупок (-2,9%) суммарной начальной стоимостью 2,475 трлн руб. (+35,6%). Среднее число заявок составило 1,83 против 2,39 в 2021 г. Количество рассмотренных ФАС жалоб при этом снизилось почти вдвое.

«Объем денежных средств, который был размещен в рамках госзакупок, был значительно выше. Количество закупок было ниже. Это свидетельствует о том, что объем в рамках одной закупки был выше. Говорить о конкурентных закупках я бы не стала, потому что у правительства и субъектов РФ появилось право напрямую идти к единственным поставщикам. Поэтому, естественно, мы наблюдаем существенное снижение количества заявок. Если в 2021 г. это было 2,4 заявки на одну закупку, то в 2022 году – это 1,8», — прокомментировала глава управления ФАС.

Она напомнила, что в прошлом году дороги были выделены в особый вид объектов капстроительства с точки зрения 44-ФЗ, чтобы в исполнении дорожных госконтрактов были задействованы только компании, которые профильно работают в дорожном строительстве. «Что ж, это тоже неизбежно привело к сокращению количества участников. Естественно, мы наблюдали снижение количества жалоб, которые подаются на такие закупки», – добавила Горбачева.

Она констатировала, что рынок в строительной сфере РФ растет – и суммарно, и по количеству участников. «Но мы эту тенденцию наблюдаем лишь на маленьких закупках до 100 млн руб. Все, что свыше – там на самом деле конкуренции на сегодняшний день нет», – сказала она.

Дорожная сфера, по оценкам ФАС, остается самой картелизированной. Выявляется картели и в Приморье. Так, в прошлом году ФАС России признала ООО «Стройдорсервис» и ООО «Хабаровскдорснаб» нарушившими закон о защите конкуренции при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Приморье. Антимонопольная служба установила картельный сговор между компаниями, которые обе зарегистрированы в Хабаровске. Деятельность картеля была направлена на поддержание цен на торгах по строительству и содержанию автомобильных дорог в Приморском и Хабаровском краях. В результате реализации антикокурентного соглашения организации заключили государственные контракты на сумму 9,1 млрд руб.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ