2007-05-10T15:30:00+11:00 2007-05-10T15:30:00+11:00

Инженер-фортификатор генерал Шошин

Имя этого человека увековечено в названии одной из улиц Владивостока и сопки в Первореченском районе. А чуть выше привокзальной площади, по соседству с памятником Ленину, на старинном здании с адресом: ул. 1-я Морская, 1, закреплена мемориальная доска, на которой значится: «В этом доме в 1912-1915 гг. жил выдающийся русский военный инженер, организатор инженерных войск Красной Армии в 1918 г., Алексей Петрович Шошин». Однако это не вся правда. Под руководством талантливого инженера-фортификатора генерал-майора царской армии Шошина в 1910-1915 гг. возводились мощнейшие укрепления Владивостокской крепости, которой не было равных в мире.

С поручиков набивал руку на фортификации

Алексей Петрович Шошин не был потомственным военным, в отличие от многих генералов той эпохи. Он родился в год отмены в России крепостного права 31 августа 1861 г. в мещанской семье в Костроме. После окончания реального училища он поступает и с отличием оканчивает в 1883 г. военно-топографическое училище, а затем, в 1889 г., и Николаев-скую инженерную академию. Для прохождения службы молодого офицера-инженера направили в войска Варшавского военного округа. Там он много лет специализировался на проектировании и строительстве оборонительных фортификационных сооружений, где, как пишут авторы научного труда «Крепость Владивосток», «одним из первых в российской инженерной практике полностью подчинил конфигурацию опорных пунктов рельефу местности, фактически не используя при этом каких-либо типовых решений». Возведение Ломжинской линии обороны «вывело Шошина в число наиболее известных русских военных инженеров (к слову, в сентябре 1939 г., когда Германия напала на Польшу, Ломжинские укрепления остановили немецкие танковые колонны и вынудили гитлеровцев переправляться через реку Нарев в менее удобных местах, затратив на это много времени)».

В 1908 г. полковник Шошин включен в состав Главного крепостного комитета военного министерства, где с учетом опыта защиты Порт-Артура разрабатывает планы по укреплению и модернизации русских крепостей в Европейской части империи.

В 1908-1909 гг. полковник Шошин занимается вопросами усиления крепостей Новогеоргиевск, Гродно, Брест-Литовск, Варшава, Зегрж и Осовец. А на исходе 1909 г. он попадает в опалу после того, как с полковником фон Шварцем резко выступил против планов главы военного ведомства России генерала от кавалерии Сухомлинова упразднить и взорвать четыре крепости (т.к. было решено сменить места дислокации войск): Новогеоргиевск, Варшаву, Ивангород и Загреж. Фортификаторы были убеждены: уничтожение этих крепостей на важнейшем передовом рубеже ослабит обороноспособность России.

Генерал Сухомлинов не забыл выступление строптивых инженеров-полковников: фон Шварца назначили на преподавательскую работу, а Шошина зимой 1910 г. отправили на дальневосточную окраину империи реконструировать и достраивать крепость Владивосток.

Строитель крепости Владивосток

23 марта 1910 г. полковник Шошин прибыл на берега Золотого Рога. Сначала Алексей Петрович был помощником начальника инженеров и строителя крепости генерал-майора Кухарского (старшим руководителем всего строительства являлся начальник инженеров Главного крепостного комитета военного ведомства генерал Вернандер). По сути же, именно Шошин возглавил все работы по реконструкции и строительству фортификационных сооружений крепости Владивосток. «При участии А. Шошина во Владивостоке были созданы максимально примененные к местности так называемые расчлененные форты, многие из которых не имели аналогов в практике мировой фортификации того времени, — свидетельствуют авторы книги «Крепость Владивосток». — Шошину также удалось добиться применения во всех новых владивостокских фортах конструктивных решений, обеспечивающих более надежную защиту стрелков и артиллеристов от поражения шрапнельным огнем и осколками снарядов. (...) Во многих русских крепостях, строившихся примерно в тот же период, подобных усовершенствований сделано не было. Владивосток был первой из русских крепостей, столь кардинально перестраивавшихся с учетом опыта Русско-японской войны...».

В ноябре 1911 г. Шошин получает чин генерал-майора и назначается строителем крепости и начальником всей инженерной службы. При строительстве Владивостокской крепости он добился, несмотря на сопротивление старшего начальства, максимума механизации работ, какая только была возможна в то время. Были построены подвесные подвижные канатные дороги для доставки строительных материалов на форты, расположенные по сопкам. Стали применяться пневматические отбойные молотки и электромоторы для заводских бетономешалок. Он наладил подачу водоснабжения на строительные объекты, построил механическую мастерскую и т.д. Кроме того, Алексей Петрович категорически отказался от использования труда заключенных и добился присылки из России 3 тыс. рабочих (в 1912 г. во Владивосток прибыло уже 7,5 тыс. работяг, а с мастеровыми и инженерами общее число строителей достигло 12 тыс. человек; в 1913 г. — еще 3,3 тыс. человек). Как писал сам Шошин, «это был первый опыт применения на Дальнем Востоке русского труда с выпискою рабочих из России, введение механических приспособлений для бетонных работ, устройства канатных дорог и пр.». А также, хоть и с великим трудом, Алексею Петровичу удалось пробить в Петербурге на 1912 г. ассигнования на сумму в 8 млн руб., вместо утвержденных

5 млн на строительство крепости. А заодно добиться утверждения ассигнований первоочередных работ сразу на три года вперед, дабы не было потом проблем и задержек в работе. Это было весьма серьезным достижением, которое также характеризует личность Шошина.

Военный министр ничего подобного не видел!

В мае 1914 г. Владивосток посетил военный министр Российской империи генерал от кавалерии В. Сухомлинов. Осмотрев сооружения крепости, глава военного ведомства весьма лестно отозвался о ней, заметив, что «ничего подобного он нигде не видел и увидеть не ожидал». По сему поводу А. Шошин писал в своем дневнике: «...Вообще он был внимателен и любезен, чем меня очень тронул. После тяжелой работы и затрат огромной нервной силы было приятно услышать оценку трудов свежего человека, хотя и не специалиста в узком смысле, но военного авторитета и талантливого организатора...».

Летом 1914 г. грянула Первая мировая война, однако в первое время это никак не сказалось на строительстве крепости, работы финансировались, как прежде, и шли своим чередом. Более того, в августе 1914 г. военное ведомство учитывая заслуги генерал-майора А. Шошина, выделило деньги на строительство служебного дома-особняка на привокзальной площади. В декабре 1914 г. его труд был также отмечен орденом Св. Станислава I степени.

Проявив незаурядный организаторский и инженерный талант, генерал-майор А. Шошин сумел в сжатые сроки вместе с помощниками и рабочими проделать огромный объем работ, которые в основном были закончены к исходу 1914 г. Благодаря энергичной деятельности Алексея Петровича крепость Владивосток к 1916 г. стала самой крупной в Российской империи, а по своей мощности ничуть не уступала крепостям Кронштадта и Севастополя, имея в своем составе 126 объектов и 1400 орудий с гарнизоном в 90 тыс. человек.

Фронт. Переход под красные знамена

В августе 1915 г. генерал-майор А. Шошин покинул Владивосток и отбыл на фронт, где все свои знания и богатый опыт применил при возведении Киевского укрепрайона и переправ через Дунай. В Северной Румынии руководил строительством позиционной оборонительной линии в 400 км по фронту, где наши войска держали оборону целый год. В 1918 г. Шошин в критический момент успешно организует эвакуацию военных складов Северного фронта, переместив в тыл большие запасы вооружения, боеприпасов и различного воинского имущества, что затем весьма пригодилось большевикам, которым хватило этого военного добра на несколько лет гражданской войны. На сторону новой власти вскоре перешел и сам инженер-генерал-майор царской армии А. Шошин. Алексея Петровича высоко ценил и В. Ленин: «Он был одним из тех талантливых военных специалистов, без коих не могла бы создаться та Красная Армия, которая выросла из проклятой памяти партизанщины и сумела одержать блестящие победы». Умер А. Шошин в 1924 г. на 64-м году жизни.

Евгений ШОЛОХ, специально для «К».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ