Жители Владивостока все чаще стремятся сохранить хотя бы часть уходящей и ушедшей истории в собственных домах и покупают антиквариат. Популярностью пользуется все – ордена, монеты и самовары. Об этом пишет деловой еженедельник «Конкурент».
В большинстве антикварных магазинов – как офлайн, так и онлайн – продается товар на любой кошелек и интерес: советские значки стоимостью 30–50 руб., самые разные монеты – советские, иностранные, российские от 20 руб. за штуку, легкие алюминиевые подстаканники по 200–300 руб., альбомы для монет по 250 руб. и т. д. Есть и более дорогой товар, например советские статуэтки в ценовой категории от 1 тыс. до 10 тыс. руб. Цена советских самоваров варьируется от 10 тыс. до 25 тыс. руб., царских – 35–45 тыс. руб.
«Мы видим спрос на альбомы, предназначенные для систематизации исторических документов. Школьники интересуются советскими значками, поколение постарше – собирают царские и импортные медали и ордена. Весьма популярны сегодня старинные самовары, которые создают даже в самой обычной современной квартире волшебную атмосферу старины. Из настоящих самоваров хочется пить чай всей семьей, прихлебывая ароматный напиток из таких же настоящих, старинных чашек или используя подстаканники. В итоге в доме появляется целый исторический уголок. И данный тренд получает сегодня широкое распространение. Более того, в наши магазины часто приходят, чтобы приобрести подарок близким, ведь антикварная вещь является не только необычной, но и в большинстве случаев полезной с точки зрения ее практического применения», – рассказал Евгений Аринин, владелец сети антикварных магазинов, коллекционер.
«Да, сейчас многие люди собирают монеты, значки, фарфоровые статуэтки. Но это коллекционеры возрастной категории 40+, которые достаточно обеспечены, чтобы позволить себе подобные недешевые увлечения, – подтверждает Андрей Кубрак, владелец антикварного магазина «ВладГифс». – Вряд ли слесарь с зарплатой в 40 тыс. может позволить себе статуэтку стоимостью 15 тыс. руб. или самовар за 40–50 тыс. Во Владивостоке антиквариат – это, скорее, хобби состоявшихся людей».
Борис Камаев, старейший нумизмат Владивостока: «Золото скупили, теперь покупают серебро. Увеличился спрос на банкноты, особенно стабильный спрос на российские новинки. Наши покупатели – и коллекционеры, и те, кто инвестирует в «старину». Спрос на рынке волнообразный – как на любом рынке, но он стабильно есть. Особенно сейчас, когда в связи с инфляцией и прошедшим ковидом цены на изделия не поднимаются».
При этом игроки антикварного рынка вынуждены подстраиваться под новые реалии. Евгений Червоненко, авторитетный эксперт в нумизматике г. Владивостока: «С одной стороны, офлайн-торговля столкнулась с падением покупательской активности, цены снижаются, активность наблюдается в двух сегментах: в достаточно дорогом, где торгуются монеты и банкноты в превосходном состоянии, и дешевом – там, где качество оставляет желать лучшего. «Средний» сегмент не востребован. С другой стороны, начался масштабный процесс перехода торговли из офлайна в онлайн. Очень большой вес набирают маркетплейсы, такие как «Озон», «Монетник» и ряд других, где продажи доступны для людей, которые из-за локации не имеют возможности приобрести коллекционные предметы лично. А ведь обеспеченные люди есть везде, вот они сегодня получают широкий доступ к рынку через интернет-ресурсы. Таким образом, рынок профессиональных коллекционеров сужается, но растет рынок так называемых начинающих собирателей, покупающих предметы старины забавы ради. И таких – огромное количество».
По словам Червоненко, сегодня все усилия дилеров направлены на выстраивание дистрибуции на маркетплейсах. Падение цен и рост активности покупок в онлайн стали катализатором продаж монет низкого качества, которые «заточены» под стандартные альбомы для коллекционеров, а также увеличивается активность в сегменте премиальных вещей. Среднее качество менее востребовано во всех каналах продаж.
Андрей Кубрак: «Сегодня купля-продажа антиквариата очень удобна: коллекционеры-любители могут сейчас приобрести любые вещи из любой локации через интернет – не «достояние страны», конечно, но собирателя бытового уровня такой рынок удовлетворит».
Евгений Аринин со своей стороны рассказал, что и офлайн-торговля не дремлет: «Сейчас и антикварные магазины на офлайн-рынке представлены в совершенно новом формате. Лавки, ассоциирующиеся с «полутемным помещением, пылью, затхлым запахом, паутиной, сваленными как попало товарами и торгующим за прилавком дедушкой» ушли в прошлое. А если такие еще и существуют, то просто не переживут конкуренцию. Современный антикварный магазин – это красивое освещение, современное торговое оборудование, улыбающиеся продавцы-консультанты, комфорт, удобство, широкий ассортимент и доступные цены. Но главное для процветания антикварного ретейла – качество продукции. Например, в наших магазинах продаются только оригиналы: никаких копий и подделок, это очень важно, так как сегодня «липовой старины» на рынке – огромное количество. А для любого бизнеса ключевым залогом успеха являются репутация и доверие потребителя».