Почти за три десятилетия существования рынок бэушных «японок» пережил огромное количество потрясений и трансформаций, но деятельность никогда не прекращал. Не убьют его и новые санкции Японии, уверены эксперты.
Деловой еженедельник «Конкурент» со ссылкой на экспертов пишет, что «объемистые» японские авто со временем заменят машины с двигателем менее 1,9 л. Будут, конечно, и подержанные корейские, почти новые китайские транспортные средства, но по весьма дорогой цене. Так что спрос к ним будет продвигаться очень медленно.
«Честно говоря, мне сложно представить, что все автолюбители пересядут на «Ладу» или перейдут на китайский автопром. 2008 г. – яркий пример неудавшейся попытки перехода на корейские машины, эта тенденция завершилась буквально через пару лет», – пояснил Максим Башков, партнер автосервиса «Белизар».
«На той же «зеленке» запаса автомобилей хватит на несколько лет вперед, – вторит Василий Крутиков, коммерческий директор компании «Правый руль». – А потом будут ввозиться малолитражки, спрос на которые в последние годы в Приморье вырос».
В два раза увеличилось количество ввозимых иномарок через Владивостокскую таможню в первом полугодии 2023 г. За шесть месяцев таможенники оформили более 130 тыс. автомобилей. В указанном периоде больше всего автомобилей пришлось на июнь (в первых полугодиях текущего и прошлого года). В июне 2023 г. таможенники оформили более 28 тыс. автомобилей, в июне прошлого полугодия – более 15 тыс.
По-прежнему около 80% занимают автомобили из Японии – Toyota, Mazda, Nissan, Honda, Subaru, далее корейский автопром – Hyundai, Genesis, SsangYong, Kia – и единицы из Китая. Например, на таможенном посту Морской порт Владивосток в неделю из Китая оформляется не более 10 автомобилей для физических лиц.
Другой тренд ближайших лет – бережливость и регулярная диагностика. «В грядущих условиях отсутствия альтернативы большинство автовладельцев предпочтут уделять повышенное внимание своему японскому автомобилю. Ведь заменить Prius или RAV4 на более «свежий» теперь не получится, – считает Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар». – Придется максимально сохранять то, что есть. В этой связи роль автомастерских будет достаточно значимой».
Однако, по словам Макеева, владельцы таких бизнесов потеряют дилеров, которые везли машины из Японии через Владивосток в центральные регионы России. Такие клиенты составляли существенную долю автомастерских.
В целом, говорят эксперты, Дальний Восток сможет пережить новый пакет санкций Японии. Василий Крутиков: «Для каких-то других стран подобные меры стали бы крахом. Но только не для России. Мы привыкли решать самые сложные задачи. Думаю, появятся фирмы в «третьих» странах, через которые в Россию будут поставляться японские машины».
Напомним, с 9 августа Япония официально вводит запрет на экспорт автомобилей с рабочим объемом более 1900 куб. см (автомобили с бензиновым и дизельным двигателем), гибридных автомобилей, подключаемых гибридных автомобилей и электромобилей. Также под эмбарго попадают яхты, прогулочные или спортивные суда и т. д.