2023-08-22T12:50:22+10:00 2023-08-22T12:50:22+10:00

Удорожание денег. Зачем Центробанк поднял ключевую ставку

Фото: freepik.com |  Удорожание денег. Зачем Центробанк поднял ключевую ставку
Фото: freepik.com

15 августа Центробанк внепланово и резко поднял ключевую ставку на 3,5 б. п., до 12%. Повышение ставок – стандартное явление ЦБ на курсовых движениях, однако теперь это практически не сказалось. Дно еще не пройдено?

«Во-первых, почему кто-то решил, что это плохо, и для кого?» – отвечает вопросом на вопрос кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Владивостокского государственного университета Елена Красова.

По ее мнению, любое экономическое решение, если оно принимается, четко преследует определенные цели, например, стабилизировать обстановку, стимулировать или ограничивать какие-то процессы и так далее.

«Экономика современных стран является монетарной, то есть регулируется в основном инструментами денежно-кредитной политики. Ключевая ставка – наиболее популярный у центральных банков и очень гибкий инструмент, позволяющий в постоянно меняющихся условиях достаточно быстро реагировать на конъюнктурные вызовы за счет вливания либо изъятия ликвидности», – сообщила KONKURENT.RU Красова.

По ее словам, достаточно посмотреть историю изменения ключевой ставки в России (или в других странах), чтобы убедиться, что изменения ключевой ставки сами по себе не «делают хуже» и не приводят к каким-либо негативным последствиям: скорее, это ответ денежно-кредитной политики на более глубокие структурные процессы в экономике с целью что-то поправить, отрегулировать, если что-то идет не так.

«В нашем случае Банк России мотивировал поднятие ставки до 12% необходимостью сдержать инфляцию. Действительно, рост цен в этом году отметили все: и предприятия, и потребители. Отчасти этот рост цен вызван ажиотажным спросом в результате экспортных ограничений ряда стран, которые ранее нам поставляли свою продукцию. Отчасти – реальным подорожанием товаров из-за усложнившейся логистики, дефицита материалов, комплектующих и так далее. И в немалой степени рост цен вызван элементарной жадностью продавцов, которые при каждом «удобном» случае без реальных причин взвинчивают цены для рядовых потребителей, подстегивая ажиотаж с целью получить сверхприбыль», – отмечает эксперт.

Поднятие ставки ведет к удорожанию «денег», росту процентов по кредитам, что, соответственно, охлаждает спрос хозяйствующих субъектов, замедляя рост цен. Банковский сектор – это хоть и важный сектор экономики, но всего лишь посредник: он в меньшей степени страдает от экономических передряг, потому что основной источник его доходов – это проценты по кредитам, которые уплачиваются хозяйствующими субъектами вне зависимости от их финансового положения.

Елена Красова: «Поэтому волноваться за банки точно не стоит: их поток процентных и комиссионных доходов не иссякнет, плюс Банк России очень внимательно следит за нормативами ликвидности коммерческих банков. Возросшие расходы по вкладам также не сильно ударят по банкам, так как традиционно проценты по вкладам растут с заметным отставанием от ставок по кредитам. А вот предпринимателям придется больше платить процентов за кредиты, что заставит их немного охладить свои инвестиционные настроения и снизить предложение примерно при том же уровне цен. Кстати, если предприятие является импортером, то ставшие «дорогими» деньги позволят сократить спрос на импортную продукцию, что снизит спрос на иностранную валюту и, соответственно, уменьшит ее рыночный курс, и у рубля появится шанс укрепиться».

По мнению Красовой, ситуация на финансовом рынке выглядит не так уж плохо: «Рост ключевой ставки ведет к повышению доходности по внутренним финансовым инструментам, например, растут ставки по депозитам, снижаются цены на облигации, повышая их доходность. В итоге это ведет к сокращению оттока денег из страны и аккумулированию их на внутреннем рынке, что я лично считаю большим преимуществом роста ставки. Наши деньги – дорогие или дешевые – должны работать на отечественную экономику».

Доцент напоминает, что 12% – это всего лишь цифра, отражающая реакцию на рыночные процессы, это инструмент регулирования, а не причина экономических катаклизмов. Так, в 2022 г. ставка вообще была 20%. «Пока будет население, будет и спрос; пока работают предприятия, будет и предложение. Экономика как система отношений будет работать в любых условиях, используя регулирующие инструменты как лекарство от экономических «недугов». Вопрос здесь в другом: насколько эффективны могут быть те или иные инструменты в качестве лекарств», – рассуждает Елена Красова, отмечая, что рост ключевой ставки – хорошая адаптивная мера для удержания темпов инфляции.

При этом, по ее мнению, одной лишь ставкой инфляцию не победить. «Сегодня сдержавшись, завтра цены снова взлетят. Для этого нужно вернуться к причинам инфляции. Сегодня они вызваны во многом ситуацией вокруг импорта, ведь одни страны свой экспорт в Россию ограничивают, другие, наоборот, широко открывают. Преодолеть зависимость от мировой конъюнктуры, от политических решений западных стран, далеких от какой бы то ни было экономической целесообразности, можно, только укрепляя свою собственную производственную базу. Импортировать, конечно, нужно, но не только готовые товары и услуги, но и, прежде всего, технологии, материалы и оборудование, которые необходимы для производства собственной, отечественной продукции, – считает Красова. – Инфляция, по большому счету, это разбалансировка реальной товарной и денежной масс. Самый надежный, хотя и долгий метод борьбы с инфляцией – наращивать производимую товарную массу, чтобы уменьшить коэффициент монетизации экономики. Самые низкие и/или стабильные ключевые ставки имеют страны, выступающие мировыми фабриками: Япония, Китай, США, некоторые европейские страны. Они и внутренний спрос закрывают, т. е. не зависят от импорта готовой продукции, и экспортируют активно».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ