2023-10-01T16:42:36+10:00 2023-10-01T16:42:36+10:00

Хоть какая-то справедливость. Продавцы бензина не получат деньги из бюджета

Фото: freepik.com |  Хоть какая-то справедливость. Продавцы бензина не получат деньги из бюджета
Фото: freepik.com

Согласно текущим параметрам Налогового кодекса, нефтяные компании лишаются выплат из бюджета по топливному демпферу за сентябрь, поскольку средние биржевые цены на нефтепродукты в уходящем месяце оказались гораздо выше отсечки, после которой демпфер обнуляется.

Как следует из данных СПбМТСБ, в сентябре средняя цена Аи-92 достигла 64 080 руб./т., тогда как по действующему Налоговому кодексу отсечка для демпферных выплат составляет 62 590 руб./т. По дизельному топливу средняя биржевая цена достигла 68 616 руб./т., тогда как отсечка находится на уровне 64 620 руб./т.

За все время применения топливного демпфера это первый прецедент, когда высокие биржевые цены лишают нефтяников получения выплат из бюджета. При этом сентябрь стал первым месяцем, когда компании должны были получить урезанный в два раза демпфер.

Как сообщалось, Минфин весной этого года заявил – неправильно, что НПЗ получают демпфер себе в маржу, и сообщил о решении «уполовинить» выплаты по этому механизму. На таких заявлениях биржевые цены на нефтепродукты пошли вверх.

Летом, в самый пик потребления, на топливном рынке стали возникать логистические проблемы, затем произошло резкое ослабление рубля, добавился также рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, который сделал экспорт топлива гораздо выгоднее поставок на внутренний рынок. В результате концентрации этих факторов, а также прочих проблем на топливном рынке биржевые котировки безостановочно росли все лето, спровоцировав и повышение цен на АЗС России (в Приморье, как сообщал KONKURENT.RU, стоимость бензина на некоторых АЗС превышает 60 руб. за литр).

В конце августа ситуацию усугубили жалобы аграриев, завершающих уборку урожая и готовящихся к озимому севу. Сельхозпредприятия жаловались на быстро растущую стоимость дизельного топлива и нехватку ГСМ в ряде регионов. Заявления чиновников, пытающихся разрешить топливный ценовой кризис, не оказывали положительного влияния на биржевые цены, в сентябре те только ускорили рост.

В итоге правительство пошло на кардинальные меры и ввело с 21 сентября ограничение на экспорт нефтепродуктов из РФ. Это решение обрушило цены на СПбМТСБ, за неделю они упали: на Аи-95 – на 21%, на Аи-92 – почти на 20%, а на ДТ – почти на 17%. Вице-премьер Александр Новак 28 сентября заявил, что снижение биржевых цен должно оперативно транслироваться в мелкий опт и розницу, а также при поставках для сельхозпроизводителей.

«Рост цен недопустим. Если ситуация не изменится, будут приняты жесткие регуляторные меры, сопоставимые с действующими на рынке удобрений», – заявил Новак.

Как сообщалось, нефтяники получили из бюджета РФ по топливному демпферу в августе 185,9 млрд руб., в июле было 110,4 млрд руб., в июне – 78,6 млрд руб., в мае – 103,5 млрд руб., в апреле (когда была последняя коррекция демпфера) – 107,2 млрд руб.

Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 г. До апреля 2023 г. он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная – нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов стали некорректно, а российская нефть Urals начала торговаться с сильным дисконтом. В итоге Минфин стал искать варианты корректировки топливного демпфера.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ