2023-10-03T12:11:50+10:00 2023-10-03T12:11:50+10:00

«А строить где?»: приморские девелоперы против Минобороны

фото KONKURENT |  «А строить где?»: приморские девелоперы против Минобороны
фото KONKURENT

Приморские застройщики хотят, чтобы процесс вывода земель Минобороны в гражданский оборот шел быстрее. Потому что скоро строить будет негде.

Во Владивостоке ресурсы пригодных для застройки свободных участков земли могут быстро закончиться и застройщики могут оказаться в опасной ситуации – залезть в охранные зоны военного лесничества Министерства обороны РФ. Она полностью накрыла остров Русский и материковую часть города от Второй Речки до Богатинского водохранилища. Чтобы этого не случилось, требуется ввод в гражданский оборот земель Минобороны. Однако глава ведомства Сергей Шойгу на недавно прошедшем Восточном экономическом форуме дал понять – просто так с военными участками не расстанется.

«Хотелось бы посмотреть, насколько эффективно используется уже переданное, кому передано и что в результате этой передачи реализовано», – заявил министр обороны. Речь идет о «гигантских объемах» территорий. По данным Шойгу, только Приморью было передано 28 000 га, большие объемы получили также Сахалин, Хабаровский край и «многие другие» регионы. Министр обороны уверен, что в будущем реализацию земельных участков по линии Минобороны необходимо настроить через «ДОМ.РФ».

А есть ли другие варианты? Об этом деловой еженедельник «Конкурент» спросил представителей приморских строительных компаний. 

Алексей Безгодков, директор ООО «СЗ «Акватория»: «Мне пришлось несколько раз столкнуться с проблемами, связанными с земельными участками. Приобретая землю в аренду или собственность, указанную в генплане как зона, где застройка не возбраняется, позже выяснялось наложенное на участок обременение в виде военного лесничества.

Не совсем понятно, почему «лесничество», так как на такой земле, как правило, нет лесных массивов. Но однозначно, что выводить из-под обременения участок приходится долго и сложно. И не все инициированные нами процедуры завершились успешно. Есть территории, конкретно принадлежащие Минобороны, и ведомство по неизвестной причине расставаться с этими землями не спешит. Господин Шойгу говорил на ВЭФ о необходимости подтверждения целевого использования таких участков, но ведь принадлежащие Минобороны земли тоже не интегрированы в военную структуру и не используются ведомством под конкретные назначения. Взять тот же остров Русский. На мой взгляд, должен быть простой механизм вывода таких участков из-под обременения. Например, на основе презентации проекта строительства и обоснования необходимости девелоперу данного участка».

Алексей Исаков, генеральный директор ООО СЗ «ДаВинчи Групп»: «Владивосток – это форпост России. Здесь изначально размещались военные всех родов войск начиная с царских времен. Весь город изрыт тоннелями и наполнен военными базами. Но строить жилье все равно нужно. В последние годы министерство обороны периодически выводило часть земель из зоны военного лесничества для разных нужд города и края. И таких участков, которые бы стояли бесхозными, просто нет. А вот те, что под военными базами в городе, где при этом уже давно от баз ничего не осталось, довольно много, и горожане это лицезрят каждый день.

Находясь под колпаком военного лесничества и в принципе Минобороны, трудно найти землю, которая так или иначе не относилась бы или не примыкала к военным. При любом варианте, который будет принят, следует ускориться. Строительство – это длительный процесс, и даже если землю выставят на торги сегодня, жители увидят результаты в виде законченной стройки не ранее чем через три года, а то и пять лет. Но, как правило, после передачи требуется еще некоторое время на «причесывание» участков до вывода их на торги. В итоге чем дольше затягивается процесс, тем дольше часть города будет оставаться необустроенной. Передать землю в «ДОМ.РФ» как минимум несправедливо по отношению к городу и его жителям – это лишит их как раз тех потенциальных доходов, которые уйдут в «ДОМ.РФ» после продажи земли. Поэтому я, конечно, хотел бы видеть переход земли от военных через город».

Евгений Гольдштейн, руководитель проекта Клубного комплекса «Хвоя»: «На мой взгляд, эффективным инструментом для выведения земельных участков из-под обременения Минобороны мог бы стать грамотный, проработанный генплан города с четко определенными и нанесенными на него зонами, такими как Ж4, Ж2, Ж1 и так далее, в контексте доступности их для застройщиков. То есть при составлении данного документа администрация города могла бы анализировать и принимать взвешенные решения в рамках целевого использования указанной земли. Таким образом, на генплан должны быть нанесены земельные участки, уже выведенные из-под обременения.

А так получается, что согласно поставленным президентом России задачам в приоритете сегодня развитие ДФО. Но как можно что-то развивать, если все под запретом? Именно городские власти должны консолидировать вопрос по выводу участков из-под обременения с Минобороны, а затем самостоятельно контролировать вопросы их целевого использования под строительство объектов недвижимости».

Алексей Дормидонтов, директор компании «Моя земля»: «Земли для строительства хватает, вопрос в другом: все хотят готовую инфраструктуру, вот тут и начинаются реальные проблемы. Должна вестись бесперебойная системная работа в разрезе слаженного взаимодействия власти и бизнеса. В первую очередь в решении вопросов, связанных со строительством сетей, проблема которых стоит действительно остро. А что касается текущей застройки – огромные перспективы дает нам Надеждинский район: территория без всяких обременений, способная обеспечить доступным жильем огромное количество людей».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ