2023-10-05T09:57:45+10:00 2023-10-05T09:57:45+10:00

Акционеры за бортом. «Восточную верфь» причалили к ОСК

фото KONKURENT |  Акционеры за бортом. «Восточную верфь» причалили к ОСК
фото KONKURENT

Министерство промышленности и торговли России приостановило права акционеров АО «Восточная верфь», а также полномочия органов его управления. Одновременно ПАО «Амурский судостроительный завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) получило статус управляющей организации, которая будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа одной из крупнейших судостроительных предприятий Дальнего Востока.

Переход «Восточной верфи» под управление ОСК обсуждался с осени прошлого года, когда верфь подала в арбитражный суд заявление о собственном банкротстве по причине многомиллиардных убытков, возникших после срыва оборонных заказов на строительство двух танкеров для Минобороны. Заявление долгое время находилось без движения, производство было открыто только в январе текущего года.

С этого момента ситуация вокруг «Восточной верфи» только усугубилась. Во-первых, против «Восточной верфи» с 16 декабря 2022 г. Евросоюзом введен в действие Регламент № 26/2014 относительно ограничительных мер в отношении действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины (девятый пакет санкций против России).

Во-вторых, в августе бывшего прокурора Приморского края, а ныне заместителя председателя совета директоров АО «Восточная верфь» Валерия Василенко задержали вместе с Сергеем Кралевичем, общественным советником директора судостроительного предприятия. Им инкриминируют несколько эпизодов мошенничества в особо крупном размере на «Восточной верфи». В том числе и попытку незаконного завладения акциями завода, принадлежащими одному из миноритарных акционеров.

В-третьих, началась судебная борьба и между акционерами. Как сообщал KONKURENT.RU, Игорь Мирошниченко требует взыскать с Геннадия Лазарева и генерального директора «Восточной верфи» Олега Зубахина убытки в размере 1,8 млрд руб. Соответствующее заявление арбитражным судом было принято в производство 2 октября.


СПРАВКА. По данным списка аффилированных лиц за 2021 г., экс-депутату ЗС ПК Геннадию Лазареву принадлежит 29% акций АО «Восточная верфь», еще 5,75% контролирует Андрей Мирошниченко. Другие владельцы акций не раскрываются, но ранее по 5,5% и 5,9% были в портфеле Игоря и Ольги Мирошниченко соответственно (по данным бухгалтерской отчетности за 2020 г.). Кроме того, 15,36% акций были у АО «Тихоокеанская электротехническая компания».


Активным участником процессов вокруг предприятия является и Промсвязьбанк. Летом Фрунзенский районный суд Владивостока частично удовлетворил иск банка о взыскании солидарно с Геннадия Лазарева и Тамары Леонтьевой (некоторые СМИ называют ее родственницей Лазарева). Причиной похода кредитной организации в суд являются кредитные договоры, заключенные между банком и АО «Восточная верфь» в 2020-2021 гг. на финансирование затрат по госконтракту и рефинансирование задолженности. При этом Лазарев и Леонтьева выступают в них в качестве поручителей. Первоначально Промсвязьбанк требовал взыскать с них 667,79 млн руб., потом сумма выросла до 2,2 млрд руб. Однако Фрунзенский суд удовлетворил исковые требования только на сумму в 100 млн руб.

Как ОСК будет спасать «Восточную верфь», пока неизвестно. «В целях своевременного исполнения гособоронзаказа ПАО «АСЗ» будет осуществлять полномочия общего собрания акционеров или совета директоров АО «Восточная верфь». В настоящее время на АО «Восточная верфь» идет совместная работа представителей служб и подразделений двух предприятий», – говорится в сообщении пресс-службы ОСК.

Не исключено, что восстановление «Восточной верфи» будет проходить в рамках реформы системы управления самой ОСК. Как известно, на недавно прошедшем Восточном экономическом форуме глава ВТБ Андрей Костин заявил, что корпорация последние 10 лет работала как финансовая пирамида.

«Проблем достаточно: и корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание. Особенно в зоне гражданского судостроения», – перечислял банкир.

По его словам, практически все контракты ОСК с заказчиками убыточные, а вся отрасль судостроения все время «на подсосе государства». У корпорации, по данным Костина, отсутствует единая достоверная финансовая отчетность, и надо брать каждое предприятие и судно в производстве и смотреть на эффективность этой деятельности.

Напомним, что решение передать 100% акций ОСК, которые находятся в федеральной собственности, в доверительное управление ВТБ на пять лет, было принято президентом Владимиром Путиным. Костин был избран председателем совета директоров корпорации, ее гендиректором стал Андрей Пучков, ранее занимавший должность первого зампреда правления ВТБ. Костин на ВЭФ отмечал, что банку дали полгода на проведение анализа финансовой деятельности ОСК.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ