Прошли времена, когда покупатель, подходя к прилавку, испытывал чувство неловкости перед продавцом, а тот, пользуясь своей властью, мог вести себя как угодно. Тогда покупатели терпели все. Теперь терпят все продавцы. Современный покупатель умеет не только защищаться, но и нападать с целью получения выгоды.
Как может грамотный потребитель обернуть ситуацию в свою пользу? Самое невинное и распространенное: купить вещь, поносить ее один день (например, в гости и на работу) и принести обратно в магазин, с аккуратно приклеенным ярлычком и чеком. Закон говорит, что мы имеем право принести вещь обратно в магазин в течение 14 дней со дня покупки с чеком, ярлыками и веревочками.
Вы думаете не возьмут? А вы попробуйте! Это стопроцентно проходит в крупных, фирменных магазинах. Они даже не будут вам засорять голову всевозможными предложениями типа «выберите себе на эту сумму что-нибудь другое». Вернут молча деньги, и все. Потому что доказать, что вещь носили 1-2 раза, очень трудно. Всегда можно сказать, что, вероятно, ее часто примеряли в магазине.
Но это разминка. Есть и покруче примеры. Вы покупаете стиральную машину, проверяете дома ее на всех режимах и выясняете, что машина имеет маленький дефект. Ну, к примеру, не работает режим «суперделикатной» стирки. Умный покупатель не побежит сразу в магазин, чтобы товар заменили. Он будет эту стиральную машину эксплуатировать весь гарантийный срок — 11 месяцев. Выжмет из нее все соки! И только через год бесплатно поменяет ее на новую по гарантии. Ведь режим деликатной стирки так и не работает. С новой машиной история может повториться. Так умный покупатель каждый год может обновлять себе стиральную технику.
Вот от ТАКИХ потребителей пытаются защитить себя продавцы. По этой причине многие солидные конторы сейчас держат собственных юристов.
В нашей стране потребительский экстремизм только зарождается, в то время как на Западе он процветает уже давно. Там давно экстремисты научились делать деньги из ничего. Для нас же судебные процессы и выколачивание денег за причиненный моральный вред — дело далекого будущего. А пока отечественный потребитель-экстремист осваивает невинные азы.