В Минпромторге подготовили список рекомендуемых автомобилей для федеральных, региональных и муниципальных чиновников. В общей сложности в список ведомства попали 18 российских моделей и 4 авто из КНР.
В список вошли автомобили с российским VIN-номером. Речь идет о транспортных средствах, которые производятся на территории России в рамках специальных инвестиционных контрактов и имеют высокий уровень локализации сборки (в 2023 г. – не менее 3,2 тыс. баллов). Последний показатель, как уточнили в ведомстве, должен находиться не ниже установленного порогового значения для доступа к государственным закупкам. В свою очередь, автомобили с низким уровнем локализации можно будет приобретать только по специальному разрешению Минпромторга.
С учетом вышеперечисленных требований в первоначальный список рекомендуемых машин для чиновников ведомство включило российские модели Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Travel, Niva Legend бренда Lada; «Патриот», «Пикап», «Профи», «Хантер», СГР от завода УАЗ; SENAT, KOMENDANT от Aurus; городской кроссовер 3, электромобиль 3е и новая модель 6 концерна «Москвич», а также I-PRO, I-JOY, I-SKY компании Evolute. Кроме того, в перечень попали китайские модели Jolion, Dargo, F7/F7x и H9 бренда Haval.
Включение в список китайского бренда в Минпромторге объяснили тем, что эти машины с 2019 г. выпускаются на заводе в Тульской области и имеют российские VIN-номера. Кроме того, у самой компании есть совместный с ведомством специнвестконтракт, в котором, помимо прочего, прописано обязательство по локализации производства двигателей, коробок передач, электронных блоков и систем управления.
В результате самым бюджетным автомобилем из списка стала Lada Granta, которая продается по цене от 700 тыс. руб. Другие тольяттинские марки стоят уже чуть подороже: Lada Niva Legend (от 830 тыс. руб.), Lada Vesta (от 1,24 млн), Lada Vesta SW Cross (от 1,5 млн) и Lada Niva Travel (от 1,1 млн).
Наиболее доступной продукцией УАЗа стал «Хантер» (981 тыс. руб.), а за самый дорогой «Профи» завод просит уже 1,3 млн руб. Цены на «москвичи» стартуют с 2,2 млн руб. – за кроссовер «Москвич-3», новый лифтбек «Москвич-6» стоит 2,6 млн, электрокар «Москвич 3е» – 3,95 млн.
Электроавтомобили Evolute, производящиеся на заводе под Липецком, обойдутся в 3 млн руб. за модель i-PRO, 4 млн руб. за i-Sky и 3,5 млн руб. за электрокроссовер i-Joy. Китайский Haval предлагает машины из списка по цене от 1,9 до 4 млн руб.
Самыми дорогими (ожидаемо) стали автомобили люксового бренда Aurus – модели Aurus Senat и Aurus Komendant стоят почти 39 и 40 млн руб. соответственно.
В Минпромторге добавили, что дальнейшее расширение списка будет происходить по мере выхода на российский рынок новых отечественных автомобилей. Одним из возможных вариантов с большой долей вероятности может стать новая модель Lada Aura. Соответствующую машину руководство концерна представило еще в июне 2023 г. В компании тогда выразили надежду на востребованность этого автомобиля в бюджетных организациях и учреждениях, а также среди чиновников регионального уровня. При этом стоимость авто составит 25 тыс. долларов, или около 2 млн руб.
Идея перехода российских чиновников с иномарок на отечественные автомобили изначально принадлежала президенту Владимиру Путину. В первой половине сентября он призвал профильные ведомства и правительство проработать этот вопрос. Ориентироваться в реализации этой меры глава страны рекомендовал на Индию, где местные власти активно продвигают эту тему среди сотрудников различных ведомств.
При этом в России, как уточнял Путин, для ускоренного перехода чиновников на отечественные авто выстроена вся необходимая цепочка. В ходе заседания Восточного экономического форума президент также анонсировал начало закупок продукции российского автопрома для служебного пользования чиновников.
После соответствующего поручения глава Минпромторга Виктор Евтухов заявил о готовности пересадить сотрудников ведомства на машины отечественного производства. Он уточнил, что заниматься закупкой подобных автомобилей будет специальное подразделение, а конкретных поставщиков выберут на конкурсной основе.
Путин объяснял необходимость перехода чиновников с иномарок на российские машины необходимостью развития отечественного автопрома, продвижения на рынке собственных брендов и ускорения темпов локализации производства в стране. Еще в начале августа он подчеркивал, что «повышение качества жизни в России должнo быть направлено прежде всего на развитие собственной продукции».
В свою очередь в пресс-службе Минпромторга заявили, что массовый переход чиновников на российские автомобили окажет дополнительную поддержку отечественным производителям. А стабильная работа представителей автопрома обеспечит дальнейший экономический рост ряда российских регионов и областей.
Такое решение поспособствует как поддержке спроса на российские автомобили, так и дальнейшему развитию отечественной автомобильной промышленности, наращиванию объемов и модернизации производства, а также совершенствованию модельного ряда.
Когда начнутся закупки отечественных автомобилей для российских чиновников? Совет Госдумы 18 сентября единогласно поддержал использование депутатами исключительно тех автомобилей, которые производятся и выпускаются на территории России. Согласно принятому решению, парламентарии в избирательных округах со следующего года будут обеспечиваться только отечественными машинами.