2023-11-07T13:00:15+10:00 2023-11-07T13:00:15+10:00

Инвестиционный нокаут. Глубоководные крабы тянут на дно

фото: из архива KONKURENT/РК "Восток-1" |  Инвестиционный нокаут. Глубоководные крабы тянут на дно
фото: из архива KONKURENT/РК "Восток-1"

22 ноября Росрыболовство готовится выставить на аукцион четыре лота на право добычи глубоководных крабов. Это лоты, изъятые у одного из приобретателей, – компании ЗАО «Тефида», в отношении которой выявлен факт нахождения под иностранным контролем. Однако объявленные инвестиционные аукционы имеют свою печальную историю, которая может повториться вновь.

Выставленные регулятором на продажу объемы крабов являются лотами первого этапа аукционов, объявленных еще в 2019 г. Тогда на инвестиционные аукционы было выставлено шесть лотов глубоководных крабов, но первый же аукцион был признан несостоявшимся, так как ни на один из лотов не было подано ни одной заявки.

Это был ожидаемый результат, ведь еще в момент обсуждения первого этапа, начиная с 2018 г., профессиональное сообщество сразу отмечало – глубоководные крабы не являются инвестиционным объектом, так как является низкорентабельным видом промысла. Он осуществляется на труднодоступных грунтах на глубине до 1500 м, что требует более дорогого промыслового оборудования и оснащения. При всем при этом крабовая продукция из глубоководных крабов является самой дешевой из всех видов промысловых крабов России.

Для всех крабовых компаний, которые давно работают и знают экономику промысла, было очевидно, что незначительная прибыль, получаемая от добычи этих видов, никогда не покроет оплату аукционной стоимости и расходы на выполнение инвестиционных обязательств в виде постройки новых краболовных судов. Понимали это и в ФАР, но упорно провели еще четыре аукциона, которые так же были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Лишь когда начальная цена лотов была снижена до 260 млн руб., нашлись все же компании, решившиеся попробовать свои силы на этом объекте. В итоге все шесть лотов удалось продать только к весне 2021 г., трем компаниям.

Прошедшие годы наглядно продемонстрировали несостоятельность глубоководных крабов в качестве инвестиционных объектов. Новые пользователи не смогли наладить эффективный промысел, полученные объемы краба осваивались в незначительном объеме, прибыль от которых не смогла покрыть даже аукционную стоимость этих лотов. Как следствие: ни одного краболова построено не было, не было даже закладки киля.

Практика выставления глубоководных крабов на инвестиционные аукционы показала, что без специализированных судов и обученных кадров эффективный промысел быстро организовать невозможно. Кроме финансовой несостоятельности глубоководных крабов в части покрытия расходов на постройку судов, есть еще технологические препятствия. Следует отметить, что для глубоководного промысла при освоении глубин более 1500 м суда необходимо оснащать более мощным и дорогим промысловым оборудованием и вооружением зарубежного производства, так как российских аналогов такого оборудования нет.

В условиях санкций приобрести подходящее иностранное оборудование невозможно. Это еще одна из причин, по которой не начали строить суда для промысла глубоководного краба, – нет соответствующего оснащения, и в скорейшем времени такого не создашь.

В результате приобретатели этих лотов в ближайшее время могут быть лишены этих квот за невыполнение обязательств по освоению квот в размере не менее 70% за два года либо за невыполнение инвестиционного обязательства в виде постройки судов.

И вот очередной заход, который может предопределить судьбу этого промысла. И здесь вновь есть свои нюансы. Прежде всего, это вновь очень высокая цена. Начальная цена лотов объявлена на уровне 507 млн руб., в предыдущий раз продать их удалось лишь при стартовой цене в размере 260 млн. Во-вторых, в настоящее время доработана нормативная база, согласно которой теперь судно надо построить не просто за 5 лет, а начать реальное строительство не позднее чем через 1 год. Это важный момент, так как предыдущим приобретателям предоставлялось просто 5 лет на постройку, поэтому они и имели возможность пользоваться квотами, не начиная строительства судов, сейчас такой возможности не будет. И главное, все это на фоне нестабильного состояния запасов глубоководного краба, общий допустимый улов (ОДУ) которого за прошедшие годы сократился с 17 922 тонн до 13 290 тонн, т. е. на 4 632 тонны, или на 26%. На 2024 г. вновь ожидается снижение ОДУ.

На данный момент промысел глубоководных крабов не приносит прибыли, а в условиях введенной вывозной таможенной пошлины он показывает отрицательную динамику. Стоит еще отметить, что глубоководные крабы являются исключительно экспортной продукцией, так как из-за проблем с нормированием мышьяка его поставки на внутренний российский рынок невозможны.

Объявленный аукцион может и не увидеть заявок, и тогда он будет проведен повторно, возможно, зимой. Правда, в 2024 г. может случиться и вовсе суровая история. Не исключено, что два других пользователя, купившие инвестиционные квоты глубоководных крабов, в скором времени добровольно откажутся от них, чтобы не увеличивать свои убытки от приобретенных ранее лотов глубоководного краба. Может поэтому компании даже киль судов закладывать не стали?

Более того, многие компании в этом году даже не выходили на его промысел, текущий объем общего вылова на 1 ноября составляет 6,9 тыс. тонн, что может стать самым низким уровнем освоения этого краба за последние 10-15 лет.

В то же время, по оценкам специалистов, из-за выставления глубоководного краба на инвестиционные аукционы в результате «замораживания» квот Росрыболовством на период проведения аукционов, а также невозможностью обеспечить эффективное освоение этих квот новыми пользователями, за прошедшие четыре года недоосвоенными осталось около 20 тыс. тонн глубоководных крабов, что принесло огромные финансовые потери для государства в виде выпавших фискальных сборов, а также для предприятий, которые лишились этих квот и были вынуждены ставить суда на простой или их утилизировать. Таковы последствия не до конца проработанного и непроанализированного решения по выставлению глубоководных крабов на инвестиционные аукционы первого этапа.

С другой стороны, негативные последствия руководством ФАР были учтены при проведении 2-го этапа инвестиционных квот. Росрыболовство исключило глубоководные крабы из перечня инвестиционных крабов второго этапа. Это абсолютно правильное решение, продолжением которого должно быть решение о полном исключении глубоководных крабов из списка инвестиционных объектов промысла первого этапа инвестиционных аукционов и возвращение всех квот прежним пользователям на основе действующих договоров 2018 г., которые могут работать на этих квотах с пользой для государства.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ