Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий с 1 марта 2025 г. приоритетное использование судов под флагом РФ для вывоза грузов из российских морских портов.
«В связи с санкционным режимом иностранные грузополучатели и российские грузоотправители отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и иностранным судовладельцам, что приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и значительному снижению налоговых поступлений. Дальнейшее развитие ситуации может привести в конечном счете к прекращению деятельности российских судоходных компаний, их банкротству и утрате Российской Федерацией контролируемого ею торгового флота», – говорится в пояснительной записке.
Предлагается, наделить Росморречфлот полномочиями по обеспечению функционирования специальной информационной системы, через которую будет организован вывоз из морских портов РФ определенных грузов.
В данной системе будут заложены следующие опции: подача заявок на вывоз грузов российскими судами; размещение судовладельцами собственных предложений на использование российских судов, в том числе для вывоза грузов по заявкам отправителей; автоматическое формирование информации о получении отправителем права на использование иных судов, в случае если в течение трех суток с момента опубликования заявки, предложения о вывозе от российских судовладельцев не поступили.
Контроль исполнения требований о приоритетном использовании российских судов будет осуществлять капитан морского порта. При этом он сможет отказать в выдаче разрешения на выход иностранного судна из порта в случае, если отправитель не получил в информационной системе права на вывоз груза на таком судне – она будет создана на базе цифровой платформы «ГосТех».
Стоимость фрахта при перевозке грузов устанавливается в соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания (КТМ), то есть соглашением сторон. При отсутствии такого документа размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза.