2023-11-10T11:47:44+10:00 2023-11-10T11:47:44+10:00

«У нас нет цели поддерживать рубль». Набиуллина расставила все точки

фото: фотобанк Росконгресса |  «У нас нет цели поддерживать рубль». Набиуллина расставила все точки
фото: фотобанк Росконгресса

Повышением ключевой ставки Центробанк реагировал в том числе на резкое ослабление рубля, случившееся этой осенью. Как заявила в Госдуме глава регулятора Эльвира Набиуллина, динамика курса отечественной валюты является чувствительным индикатором состояния внутреннего спроса и сильно влияет на инфляционные ожидания. Но цели поддерживать рубль у Центробанка нет.

«С середины этого года начался новый этап снижения рубля, который уже шел гораздо быстрее из-за того, что рост спроса ускорился, в том числе благодаря кредитной активности, а возможности быстрого расширения внутреннего производства были исчерпаны, и львиная доля прибавки спроса переключалась на импорт, не на внутреннее производство», – указала Набиуллина, ее слова приводятся на официальном сайте Центробанка.

При этом экспортной выручки больше не стало. «Что происходит, когда растет рублевый спрос на импорт, а поток валюты от экспорта остается примерно на том же уровне? В этом случае курс рубля идет вниз, даже при том, что в долларах объем импорта остается примерно таким же», – подчеркнула глава ЦБ.

Набиуллина уверена, что резкое ослабление рубля во многом отражали устойчивое внутреннее инфляционное давление и кредитная активность.

«Количество рублей, которые претендуют на тот же самый объем долларов, юаней, евро и другой валюты, выросло – и выросло в том числе благодаря высокой кредитной активности. Если смотреть последние цифры в годовом выражении, темпы роста корпоративного портфеля в сентябре, до начала октября, достигли 19,5%, это высокие темпы. Если брать темпы роста рублевого кредита, у нас замещение происходит валютных кредитов рублевыми, то там рост вообще 31,5%, то, что обеспечила банковская система. Только за три месяца, за июль, август, сентябрь, корпоративный портфель кредитов вырос на 3,9 трлн руб. Это то, что получили компании реального сектора», – уточнила глава регулятора.

Когда ставки не слишком высокие, а инфляционные ожидания, напротив, высоки и в придачу снижается курс рубля, то в этих условиях компании охотнее берут рублевые кредиты, прежде чем расходовать валюту. «Это тоже оказывало давление на рубль», – добавила Набиуллина.

Именно поэтому Центробанк поднял ключевую ставку. «Вы знаете, мы всегда говорим: у нас нет цели поддерживать рубль в каком-то диапазоне. Но динамика курса, она, конечно, является чувствительным индикатором состояния внутреннего спроса, а во-вторых, влияет на инфляционные ожидания. И денежно-кредитная политика, которая направлена на поддержание низкой инфляции, обеспечит и стабилизацию курса. Она предотвращает то, что можно назвать самоподдерживающейся девальвацией из-за инфляционной спирали. Это опасное явление. Как это происходит в странах, где процентные ставки долго поддерживаются ниже инфляции, и там начинается как раз такая спираль, инфляционная и одновременно девальвационная», – заключила Набиуллина.

В октябре Банк России поднял ключевую ставку до 15%. Как уже сообщили в ЦБ, более высокие ставки приводят как к сдерживанию спроса на рублевые кредиты (в том числе для уплаты налогов, что стимулирует экспортеров активизировать продажу валюты), так и к повышению привлекательности рублевых сбережений. В  этих условиях продолжался процесс девалютизации балансов банковского сектора. По предварительной оценке, валютные активы банков снизились за октябрь на 3,2 млрд долларов США, валютные обязательства – на 3 млрд долларов США. По итогам октября банковский сектор стал нетто-продавцом иностранной валюты.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ