Введение инфраструктурного платежа в пользу «Почты России» замедлит развитие маркеплейсов в два раза, прогнозирует Центр стратегических разработок (ЦСР).
Согласно исследованию ЦСР, которое пришло на почту KONKURENT.RU, объем недоинвестированных капитальных затрат к 2027 г. онлайн-ретейлом в цифровые решения и инфраструктуру (склады, сортировочные центры, логистика, цифровые сервисы для продавцов и покупателей) может составить 580 млрд руб. В результате чего бюджет страны за три года недополучит 2,3 трлн руб. налоговых отчислений. Главное, что почувствует простой потребитель – это рост цен на товары в онлайне еще минимум на 5%, при том что уровень годовой инфляции в стране уже приближается к 7%.
По оценке ЦСР, все это приведет к снижению общей покупательской способности в России. Кроме того, пострадать может и рынок труда, и сегмент МСП. Прогнозируется, что около 200 тыс. предпринимателей не смогут начать свое дело, а число несозданных рабочих мест составит около 297 тыс.
Отмечается, что наличие гарантирующего поставщика электронной коммерции в лице «Почты России» нигде в мире не востребовано конечным покупателем и скорее может обсуждаться только применительно к конкретным отдаленным районам, где маркетплейсы не присутствуют или присутствуют в меньшей степени. Эксперты ЦСР отмечают, что по таким отделенным районам может быть составлен план по развитию электронной торговли, с одной стороны, и по сокращению убытка «Почты России», с другой стороны.
При этом Левон Айрапетян, директор Центра фискальной политики ЦСР, отмечает, что если цель состоит именно в поддержке «Почты России», то ее можно реализовать через целый комплекс мер. Первый инструмент – покупка субъектами E-comm на коммерческой основе у «Почты России» услуг и сервисов, прибыль от которых послужит источником покрытия части убытка почтового оператора. Второй – прямая компенсация убытка «Почты России» из бюджета за счет налоговых поступлений от «обеления» продавцов на маркетплейсах, которое будет достигнуто при возложении на маркетплейсы функций налогового агента. И третий предлагаемый инструмент – сокращение самого убытка «Почты России», в том числе через повышение цен на некоторые почтовые услуги для юридических лиц.
«Почта России» весной предложила взимать с маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, годовая выручка которых составляет от 1 млрд руб., инфраструктурный платеж в размере 0,5% квартального оборота. Полученные средства предлагается направить на поддержание убыточной сети почтовых отделений, а за «Почтой России» закрепить статус федерального гарантирующего поставщика товаров e-commerce.
Глава почтового оператора Михаил Волков оценивал поступления от инфраструктурных платежей в пределах 24-25 млрд руб. в год.