2023-11-23T15:40:01+10:00 2023-11-23T15:40:01+10:00

Работодатели все чаще следят за поведением сотрудников в соцсетях

Фото: freepik.com |  Работодатели все чаще следят за поведением сотрудников в соцсетях
Фото: freepik.com

Пост в соцсетях – вовсе не личное пространство, как считает большинство. Все больше работодателей анализируют виртуальную жизнь своих настоящих и будущих сотрудников.

Большинство работодателей проверяют социальные сети кандидатов при найме на работу. Это делают как в крупных, так и в средних компаниях. Интересуются личной жизнью коллег и в «серьезных ведомствах» тоже. Например, в Управлении ГИБДД УМВД России по Приморскому краю.

В целом, по данным недавнего совместного исследования hh.ru и VK, каждый третий руководитель обязательно смотрит социальные сети соискателей, а каждый пятый – принимает решение о найме на основе собранной информации. Причем 60% работодателей благодаря личным аккаунтам в Интернете определяют наличие таких качеств, как грамотность, открытость и общительность.

«По публикациям и фотографиям можно узнать о человеке то, чего он никогда не упомянет в резюме», – считает Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината.

Диана Кровлина, партнер, исполнительный директор ДВКА «Успех»: «Личный бренд – сейчас важная составляющая не только предпринимателей, но и обычных сотрудников. Многие HR смотрят социальные сети, чтобы понять не столько компетенции, сколько личностные качества, отношение к жизни, привычки. Например, если у кандидата каждый пост – алкогольные вечеринки, это одно впечатление, а прогулки с семьей или увлечение спортом – другое».

Даниил Фомин, управляющий сетью кафе «Пекарня Мишеля», уверен, что профили могут демонстрировать профессиональные навыки автора: «Например, если речь идет о SMM-специалисте, как раз его посты отразят реальное положение дел: насколько он грамотно пишет и продвигает контент, охват его аудитории и количество просмотров. Единственное, что мы можем проверить, – наличие программ-ботов. Если это бариста, то, как правило, есть возможность просмотреть фото с его прежнего места работы. И так далее. Кроме того, через посты в сетях можно сложить представление о взглядах человека».

В современном мире аккаунты пользователей в Интернете помогают определиться с выбором кандидата даже лучше, чем собеседование. На основе этих данных руководители часто принимают решение, подходит ли им тот или иной сотрудник с учетом его ценностей, мировоззрения и стиля жизни. Например, подозрения вызовут откровенные фотографии в профиле или нецензурные подписи под постами.

«Нацисты, сатанисты или садисты в нашей компании трудоустроены быть не могут, – говорит, например, Даниил Фомин. – Но все мы – и руководители, и подчиненные – в первую очередь люди, со своими эмоциями и настроением. Нередко пост выкладывается в моменте «импульса», будь это фото с вечеринки или неосторожная фраза. Более того, даже к негативным комментариям мы относимся философски. Если человек упомянул компанию, в которой трудится, в качестве некоего источника неприятностей, стоит разобраться – может, человека действительно обидели? После приватных бесед, скорее всего, сотрудник сам удалит такой пост. А если человек, работающий в сфере гостеприимства, высказывается в своих постах негативно о гостях, с которыми работает, невольно задаешься вопросом – может, это не его сфера деятельности?»

Однако есть конкретные случаи, когда репутация бренда должна быть вне всяких сомнений.

Юрий Минкин: «На нашем предприятии с девушкой, действующим сотрудником, изображение которой используется на этикетке кваса, при заключении договора был включен пункт, согласно которому ее поведение не должно порочить имидж предприятия. Этот человек фактически является «лицом» нашей компании, к ней применяются особые требования».

Под «бренд» можно подогнать и образовательные учреждения. Яна Мальцева, кандидат политических наук, доцент ВШКТВ ВВГУ: «Если директор школы разместила в общем доступе свое фото в купальнике, не стоит удивляться возникающим вопросам со стороны общественности, критике и порицанию. Закона, запрещающего контент «личного характера», нет, но нередки случаи увольнений, связанных с нарушением элементарных этических норм. И вот такой «пиар» порой хуже уголовного наказания. Фото в купальниках – норма для спортсменов-пловцов, гимнасток и прочих людей соответствующей профдеятельности. Для педагогов, обучающих молодежь, страничка в Интернете не может быть сугубо личным пространством. Это всегда – ответственность и понимание смысловой нагрузки, следующей за публичной публикацией.

В личных профилях никаким образом не должны фигурировать откровенные фото, даже с отдыха. Нередко молодые преподаватели позволяют себе делиться в соцсетях фотографиями с пикников, пляжей, саун и так далее. Считаю это неприемлемым. Я уверена: педагог – это прежде всего пример для подрастающего поколения, он так или иначе находится в поле зрения не только учеников и их родственников, но и своих коллег. Безусловно, речь не идет о публикациях в хиджабе, но соблюдение репутационных интересов должно быть в приоритете».

Разумеется, HR-службы крупных компаний не только исследуют следы в соцсетях на этапе рекрутинга, но такой мониторинг может продолжаться и в течение испытательного срока и даже дольше.

Профессор Сергей Митрофанов: «Если кандидату отказывают в работе за посты в Сети, скорее всего, он про это не узнает, его просто не пригласят на собеседование. Увольнять действующего сотрудника за посты вряд ли будут, если высказывания сотрудника в Сети будут совсем уж неприемлемыми, то руководство уволит его под каким-нибудь благовидным предлогом или по реорганизации отделов».

Совсем печальная история, если контент в соцсетях попал под прицел главного управления по противодействию экстремизму, также известного как центр «Э». Если социальные сети мониторят безопасники, то не исключено, что они получат доступ к закрытым группам в Сети, где будет переписка, наводящая на мысль о нелояльности сотрудника, например, об откатах при закупках товара у тех или иных поставщиков. Никто не станет показывать проворовавшемуся сотруднику скриншоты с перепиской, просто начнется процесс документирования действий во вред компании.

Иногда, кроме социальных сетей, нечистые на руку сотрудники могут использовать весьма разнообразные каналы выплаты незаконных комиссий. Например, в Москве поставщик может пополнять счет на симку сотовой компании, а «живые» деньги получать во Владивостоке уже при расторжении контракта с мобильным оператором. В последнее время все чаще применяются выплаты откатов в биткойнах.

Помимо этого, по словам Митрофанова, сегодня крупные компании усиливают мониторинг контента, создаваемого их сотрудниками, поскольку быстро изменяется законодательство по запрещению распространять те или иные сообщения в соцсетях, это чревато скандалами, которые совершенно не нужны бизнесу.

Наталья Урбановская, руководитель проекта по продвижению международной деятельности ДВФУ: «Не стоит питать иллюзий насчет приватности интернет-пространства. Во всем мире виртуальная сторона жизни граждан давно стала объектом не только маркетинга, но и киберпреступлений и с каждым годом привлекает все больше внимания контролирующих органов. Уверена, что всем пользователям Интернета, независимо от профессии и возраста, стоит разумно относиться к своим активным цифровым следам и не забывать про правила цифровой гигиены».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ