В апреле предприниматели впервые в этом году заплатят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). При этом сам закон о налоге до сих пор вызывает резкую критику со стороны самих бизнесменов. Прокомментировать положения закона «К» попросил депутата краевого Законодательного собрания от 36-го избирательного округа, руководителя ОАО «Приморнефтепродукт» Владимира Масловского.
— Владимир Константинович, на последней сессии приморского парламента депутаты внесли изменения в закон о едином налоге. На ваш взгляд, отвечает ли его сегодняшняя редакция интересам предпринимателей. То есть тех, кто еще недавно говорил о предзабастовочном состоянии в связи с неприемлемыми ставками ЕНВД.
— Вы правы, прежняя редакция закона многих не устраивала. Предприниматели не согласились с суммами налога. Именно поэтому закон вызвал огромный резонанс среди представителей малого и среднего бизнеса. Справедливости ради хочу отметить, что предыдущий закон о едином налоге, принятый депутатами второго созыва, также вызывал много нареканий. Однако он постоянно дорабатывался, «шлифовался». Я также был в числе разработчиков отдельных его положений.
Если говорить о том, удовлетворит новый вариант закона предпринимателей или нет, то в этом направлении депутаты сделали достаточно много, изменив ставки базовой доходности. Как представитель бизнеса, я могу это подтвердить. Приведу один пример. Экономисты «Приморнефтепродукта» проанализировали первоначальный вариант закона и выяснили, что он неприемлем не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупных предприятий. Например, после вступления в силу закона в первоначальной редакции торговля сопутствующими товарами на наших АЗС, после уплаты единого налога, была бы убыточной. АЗС «ПНП», в основном это касается тех, которые находятся в сельской местности, продают кроме ГСМ еще и напитки, печенье, сигареты и другую мелочь. Говорить о каких-то сверхдоходах от такой деятельности не приходится, наоборот, с мелочевкой много суеты. Но для сельского жителя такая торговля очень удобна. Особенно в отдаленных деревнях, где порой и магазина-то нормального нет.
Если ставки базовой доходности остались бы на прежнем уровне, нам пришлось бы эту торговлю закрыть. Но ведь она нужна людям. Есть предприниматели, для которых продовольственный ларек возле дороги является единственным источником дохода, а для покупателей — чуть ли не единственным местом, где можно купить продукты.
— Получается, что ваши коллеги из Федерального законодательного собрания приняли закон без учета возможных социальных последствий?
— Я бы не стал делать такие категоричные выводы. Под уплату единого налога попадают многие виды предпринимательской деятельности, каждый из которых имеет свои особенности. Есть право на внесение изменений в закон и у региональных депутатов. Если говорить о недоработках на федеральном уровне, то они в основном связаны с тем, что правительство не определило один из главных коэффициентов, после введения которого сумма единого налога была бы для всех приемлемой. Этот коэффициент должен был скорректировать базовую доходность и учитывать совокупность особенностей ведения бизнеса в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта, а также места расположения торговой точки внутри населенного пункта. Как видите — очень важный параметр. Именно его отсутствие повлияло на то, что сумма налога стала для многих неподъемной.
— Каким образом удалось выйти из этой ситуации?
— Рабочая группа, состоящая из депутатов и представителей администрации края, рассмотрела различные предложения, в том числе предложения Лиги предпринимателей Приморского края. В итоге представители рабочей группы вынесли на сессию законопроект, который удовлетворяет, будем надеяться, все стороны. Что касается отношения к нему администрации... Понятное дело, финансовое управление говорило о выпадающих доходах краевого бюджета, но мы решили так: пройдет налоговый период после вступления закона в силу — тогда можно будет реально видеть цифры, а сегодня судить о недополучении бюджетом средств нельзя. К тому же не следует забывать, что Федеральное собрание принимало этот нормативный акт с определенной целью: вывести из «тени» малый и средний бизнес, создать ему условия для нормального развития. Вот и нужно сегодня на региональном уровне создавать для предпринимателей эти условия.
Чем больше у нас будет малых и средних предприятий, тем больше они смогут отчислять налогов. Вспомните, как при принятии первого закона о едином налоге многие предполагали, что суммы отчислений в бюджет уменьшатся после перехода на новую систему налогообложения. Прошло время, закон дорабатывался, ставки корректировались, и бюджет, вопреки прогнозам, стал получать больше запланированного.
Это очень тонкий вопрос: должен быть баланс между необходимым уровнем налоговых отчислений и теми возможностями, которыми реально обладает малый и средний бизнес. Не будет баланса — бизнес умрет.
— Владимир Константинович, вы, как руководитель предприятия, удовлетворены принятым законом?
— Не совсем. Депутатам еще предстоит кропотливо работать над ним. У меня уже сейчас есть вопросы по коэффициенту К2. К примеру, его значение для Владивостока равно 1. Но никто не станет отрицать, что условия ведения бизнеса в различных районах города отличаются. В центре они — одни, в «спальных» районах — совершенно другие. Стоимость земли разная, торговый оборот — также разный. Поэтому и подходить к налогообложению следует дифференцированно.
Или взять, к примеру, значение этого же коэффициента для предприятий, которые находятся за пределами границ населенных пунктов, вдали от автомагистралей краевого и федерального значения. Представляете? Торговая точка, удаленная от дороги на километр? Какой у нее оборот? Зато налог максимальный. Поэтому эти вопросы мы обязательно будем дорабатывать. Интересы предпринимателей не должны быть ущемлены.