2024-01-16T10:53:31+10:00 2024-01-16T10:53:31+10:00

Анатолий Васянович: «Чекисты – это лучшая категория людей»

Анатолий Васянович, доктор технических наук, кандидат экономических наук, профессор, член пяти академий, в том числе трех международных. Имеет 94 научные работы, в том числе три патента на изобретение. Является членом Союза писателей России, издал более 20 технических и художественных книг. Первый чемпион края по бадминтону. Избирался в Приморье депутатом трех поселковых, а также Черниговского, Октябрьского, Михайловского райсоветов, Уссурийского горсовета и дважды Приморского крайсовета народных депутатов. Народный депутат Российской Федерации. Своеобразный депутатский рекордсмен. С 1994 по 2003 г. руководил предприятием «Приморскуголь». ФОТО: предоставил А. Васянович |  «Чекисты – это лучшая категория людей»
Анатолий Васянович, доктор технических наук, кандидат экономических наук, профессор, член пяти академий, в том числе трех международных. Имеет 94 научные работы, в том числе три патента на изобретение. Является членом Союза писателей России, издал более 20 технических и художественных книг. Первый чемпион края по бадминтону. Избирался в Приморье депутатом трех поселковых, а также Черниговского, Октябрьского, Михайловского райсоветов, Уссурийского горсовета и дважды Приморского крайсовета народных депутатов. Народный депутат Российской Федерации. Своеобразный депутатский рекордсмен. С 1994 по 2003 г. руководил предприятием «Приморскуголь». ФОТО: предоставил А. Васянович

Газетной полосы не хватит, чтобы перечислить все достижения и регалии Анатолия Васяновича. Многие знают его как экс-главу компании «Приморскуголь» и одного из самых эффективных руководителей администрации Уссурийска. Сегодня он – заместитель главного редактора журнала «Чекист Приморья».

– Анатолий Макарович, когда вы начали издавать журнал «Чекист Приморья»?

– В 2008 г. Тогда Региональную общественную организацию «Союз ветеранов госбезопасности Приморского края» (СВГБ) возглавлял член Союза писателей России, полковник, пограничник Анатолий Георгиевич Смирнов. У истоков образования журнала был также контр-адмирал Соцков Николай Николаевич, бывший начальник УФСБ России по Тихоокеанскому флоту. Затем ответственную эстафету подхватил авторитетный председатель Союза ветеранов госбезопасности Приморского края, почетный гражданин Приморского края Виталий Иванович Добровольский – почетный сотрудник КГБ СССР, ветеран Управления ФСБ России по Приморскому краю.

Причем нужно отметить, что такой формат регионального журнала ветеранов службы госбезопасности в России выходит только в Приморском крае. Мы эту эстафету начали, и мы ее четко выдерживаем. Нужную поддержку, помощь нам оказывают руководство Управления ФСБ России по Приморскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, Управления ФСБ России по Тихоокеанскому флоту, краевые и другие органы власти.

– Актуальность журнала выросла в связи с последними событиями?

– Конечно. Интерес очень большой в первую очередь со стороны работников и ветеранов органов госбезопасности. И я бы сказал, что с учетом проведения специальной военной операции уровень нашего издания возрастает. Это касается и качества, и насыщенности материалами. Вы же знаете, что федеральные службы безопасности объединяют в себе как работников госбезопасности, так и пограничников – это единое целое. Сегодня их роль возрастает, повышается. Многие участвуют в СВО, и мы показываем в журнале лучшую категорию людей – второстепенных среди них нет.

– А что лично вас связывает с органами госбезопасности?

– Я родился на Украине. В городе Енакиево Донецкой области окончил горный техникум, год работал в шахте горным мастером, а затем меня призвали на срочную службу и отправили на Дальний Восток, где определили в прославленный Хасанский пограничный отряд. Там я прошел путь от рядового до старшины, а все военно­служащие знают, насколько непросто срочнику получить такое звание. Был в том числе инструктором по комсомолу этого пограничного отряда, стал лучшим в пограничном округе. В те годы пограничники входили в состав Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. По настоятельному предложению тогдашнего начальника Хасанского погран­отряда полковника Михаила Алексеевича Соколова меня досрочно демобилизовали, и я был избран первым секретарем Хасанского райкома комсомола. Позднее пошел по шахтерской линии, которую закончил в должности генерального директора «Приморскугля».

– После окончания срочной службы связи с органами госбезопасности вы не теряли?

– Когда я работал в разных местах, на разных должностях, то все время поддерживал регулярные связи с пограничниками. Это были еженедельные, ежемесячные встречи в обязательном порядке. Однажды мне, на тот момент руководившему администрацией Уссурийска, позвонил новый начальник Управления ФСБ России по Приморскому краю полковник Виктор Кондратов – его перевели на эту должность с Севастополя – и предложил встретиться. Договорились о встрече у меня на квартире. Жена накрыла стол, и в шесть часов вечера прозвенел звонок. Открываю дверь – передо мной стоит незнакомец приятной внешности, представляется. Мы переговорили, и я спросил, в чем причина такого интереса ко мне. Оказалось, что в Севастополе он познакомился с моим хорошим товарищем Юрием Мирным, начальником особого отдела Гродековского пограничного отряда, переведенным туда на аналогичную должность, и, уезжая, Кондратов поинтересовался, на кого можно опереться в Приморье. Юрий Михайлович рекомендовал меня. «Вот я прибыл к тебе, чтобы познакомиться. С сегодняшнего дня считай, что мы друзья», – сказал мой гость.

И сколько Кондратов ни работал в Приморье, действительно, мы постоянно встречались, в том числе семейно: выезжали на природу, вместе рыбачили, говорили о разных производственных делах. Причем тогда у меня сложились добрые отношения со всеми основными работниками Управления ФСБ России по Приморскому краю. Кроме того, я продолжал и традиционно продолжаю поддерживать тесные связи с руководителями Пограничного регионального управления.

– Это не только личные отношения, но и сотрудничество?

– Естественно, в том числе на уровне нашего журнала, тем более что в редакционной коллегии – ответственные, добросовестные люди. Благодаря этим прямым контактам и качество материалов на таком высоком уровне.

«Это была предательская политика нашего правительства»

– Как бы оценили систему органов безопасности во время прихода в нашу страну рыночных отношений?

– Как тяжелейшее… Долгие годы мы были свидетелями большой и всеобъемлющей информационной кампании, когда со всех сторон дискредитировались органы госбезопасности и в народном сознании формировался резко отрицательный образ чекиста. В кинематографе, литературе в том числе. Активнее всего этот процесс проходил в 90-е, причем инициировался он «сверху». Шло растаптывание авторитета офицеров, генералов и принижение воинской службы. Многие гражданские организации, в том числе и «Приморскуголь», старались помочь им, особенно пограничникам. Поскольку в те годы финансово это делать было практически невозможно из-за их отсутствия, помогали выработанной продукцией. Лесники – лесом, рыбаки – рыбой, шахтеры – углем, консервами, позже отправляли и компьютерную технику.

Слава богу, считаю, что в первую очередь благодаря нашему президенту и общими патриотическими усилиями ситуация выправилась. Сейчас только можно радоваться, что идет престижный прием-отбор молодых людей для учебы в вузах Минобороны РФ.

– Нельзя не спросить о закрытии угольных шахт в 90-е. Почему это происходило? В стране действительно не было денег?

– Это была предательская политика нашего правительства. В те годы Всемирный банк развития ставил перед ним главную задачу – «мы будем давать вам деньги, а вы закрывайте предприятия».

Это был умно организованный процесс не в пользу развития нашей страны. Он продолжался примерно с 1995 по 2000 г., и правительство России во главе с Борисом Ельциным его поддерживало. Была умышленно организована невыплата заработной платы шахтерам, хотя до того деньги поступали исправно. Выглядело это так: людям могли 3–6 месяцев не выплачивать зарплату. Но если предприятие – шахту и угольный разрез – закрывали, сразу же вся сумма выплачивалась в стопроцентном объеме. Более того, еще шесть месяцев после этого шахтер получал среднемесячную зарплату.

Существовал порядок, который необходимо было соблюсти для закрытия предприятия. Сначала шахтерский коллектив должен был провести собрание и принять решение о закрытии своей шахты. Составленный протокол в те годы подписывали директор, секретарь парткома и председатель шахткома. Затем документы отправлялись на подпись главе района или города, далее генеральному директору и председателю теркома углепрофсоюза «Приморскугля», потом – губернатору. Последней, окончательной инстанцией была правительственная комиссия по закрытию шахтерских предприятий в стране, которую всегда возглавлял первый заместитель председателя правительства. Фамилии могли меняться, но должность и порядок оставались неизменными.

Таким образом проводилась самоубийственная экономическая политика. Разумеется, люди, несколько месяцев не получавшие зарплату, согласны были на все, и предприятия закрывались.

Только начиная примерно с 2010 г. угольная промышленность в России пошла на подъем. Мы, шахтеры, оцениваем сегодняшнюю ситуацию более-менее положительно. Конечно, мешают экономические санкции, но российские шахтеры умело научились их преодолевать.

В целом в России открываются новые большие месторождения. Например, в Нерюнгри сотни миллионов тонн каменного коксующегося угля лежат, по сути дела, на поверхности. Раньше туда сложно было добраться, а сейчас упорно прокладывают железную дорогу и скоро начнут осваивать это великолепное месторождение. Также мы видим, что федеральное правительство, региональные власти уделяют большое внимание развитию железной дороги из западной части страны на Восток. Если в былые годы угольные составы в зимний период часто простаивали, так как узкая горловина не могла пропустить такое количество угля, то сейчас места расшивают, чтобы увеличить грузопоток в дальневосточные морские порты.

– Но все равно сохраняются заторы.

– Не забывайте, что многие десятилетия этому вопросу не уделялось внимания. А вот последние годы за словами следуют реальные дела по расширению возможностей железной дороги, и это видно по возрастающей ежемесячной, ежеквартальной, годовой отчетности.

– А можно ли проблему решить окончательно?

– Можно, но это обойдется очень дорого. Кое-где нужно пробивать тоннели, прокладывать дополнительную железнодорожную колею. Сейчас логистика в стране перестраивается, грузы пошли через Турцию. Россия успешно развивает Северный морской путь, но железная дорога на Дальнем Востоке будет продолжать расширяться, и это правильно с целью увеличения различного грузопотока из центральных регионов страны в Китай, другие страны, и наоборот.

«Мы стоим на пороге новой эпохи»

– Вы сейчас сконцентрированы исключительно на журнале или же есть другие планы?

– Совместно с главным редактором журнала Виталием Добровольским его окончательно отшлифовали. Он готов. А я продолжаю писать книгу под названием «Смена эпохи». В ней несколько разделов. В одном из них я сравниваю развитие города Уссурийска до перестройки и то, как город развивается сейчас. В другом пишу о перспективах развития Приморского края. Следующий раздел посвящен развитию Дальнего Востока – там указываю, с моей точки зрения, на главные ошибки федерального центра, которые тормозят этот социально-экономический процесс.

– В чем же эти ошибки?

– Первая ошибка – постоянное принятие центральной властью успокоительных решений по развитию российского Дальнего Востока, а потом и очень плохое их исполнение. Меняться что-то в лучшую сторону начало только в последнее время.

Второе – не надо терять то, что капитально сделано, построено на Дальнем Востоке. Я шахтер, горняк. Здесь, в Приморском крае, работал проектный институт «Дальгипрошахт», где готовили проекты по развитию не только угольных, но и различных горных предприятий всего Дальнего Востока. Его сократили! Во Владивостоке успешно многие годы работал трест «Дальвостокуглеразведка». В этой прекрасной дальневосточной геологической организации было 450 инженерно-технических работников, которые искали месторождения по всему региону, но ее закрыли и разогнали. Также был во Владивостоке Горный институт, созданный более века назад, – и его уже нет. Считаю, это безобразие. Такого быть не должно, и я бы рекомендовал властям различных уровней, особенно тем, кто занимается образованием, обратить на это внимание, потому что речь идет о будущем развитии Приморского края и всего Дальнего Востока. Кроме того, хочется спросить региональных депутатов, как они это проморгали?

Нескромно себя хвалить, но приведу один пример. В Уссурийске в мою бытность там работы была серьезная проблема – все машины, которые шли с Хабаровска на Владивосток и обратно, проезжали через центральные улицы города Уссурийска, так как не было объезда. Это была большая городская и краевая проблема. Я, как депутат, получил наказ от избирателей и сам перед собой поставил твердую задачу – этот вопрос обязательно нужно решить. Решал его в Москве – заходил к каждому начальнику, объяснял, доказывал, требовал, что нужно внести изменения в российский план строительства автомобильных дорог. Нужно запланировать объезд города Уссурийска. Доказал, добился.

Потом необходимо было выполнить проектные работы – этим мы занимались совместно с руководителем «Примавтодора», которым в те годы был Леонид Иванович Кельнер, которому позднее было присвоено звание «Почетный гражданин Уссурийского городского округа». Когда проект был готов, встал вопрос финансирования: кто будет платить? У города таких возможностей нет, краевой бюджет тоже слабоват. В итоге договорился, чтобы одно федеральное ведомство выступило заказчиком, а второе федеральное ведомство оплатило строительство. Организовал подписание необходимых документов.

И решением подобных проблемных вопросов в населенных пунктах должны заниматься все депутаты. На самом деле депутат – это большая сила, народный избранник. Но депутаты в наши дни в полную меру сил не работают на благо своих избирателей и явного большинства населения.

– Хочется вернуться к вашей книге. Последние 30 лет мы жили в либеральной модели, и вдруг привычные устои начинают рушиться, меняются культурные коды и формируется новая идеология, экономика. Мы стоим на пороге другой эпохи?

– Мы действительно стоим на пороге новой эпохи. Россия сложно, тяжело, но крепчает, а благодаря нашему замечательному многонациональному народу, различным богатейшим природным ресурсам сил у нас предостаточно.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ