1 февраля вступают в силу поправки, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должниками, например, общаться смогут через «Госуслуги». О том, что изменится, рассказал адвокат, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Кирилл Данилов «Прайму».
При возврате просроченной задолженности кредитор или его представитель будут вправе взаимодействовать с должником через личные встречи и телефонные переговоры непосредственно с человеком или через автоматизированного интеллектуального агента. В последнем случае звонки будут записываться, а должник имеет право на переключение общения с живым человеком.
Еще один вариант взаимодействия – телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и другие сообщения по сети связи общего пользования или с использованием сайтов, а также через «Госуслуги». При этом Данилов уточняет, что должник должен будет дать свое согласие на взаимодействие через «Госуслуги».
Другие способы возможны по соглашению сторон, при этом должник вправе в любой момент отказаться от согласованного способа. Сообщить об этом придется через нотариуса, по почте заказным письмом, по адресу электронной почты кредитора или представителя кредитора.
Кроме того, теперь уточняются периодичность и длительность звонков со стороны коллекторов. К примеру, запрещается непосредственное взаимодействие с должником. Это:
– в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
– через личные встречи более одного раза в течение недели;
– посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели и более восьми раз в течение календарного месяца.
Коллектор должен сообщить должнику имя и индивидуальный идентификационный код, присвоенный кредитором, а при его отсутствии фамилию, имя и отчество лица, осуществляющего такое взаимодействие, а также данные кредитора или его представителя.
Данилов рекомендует при личной встрече с коллектором попросить предъявить документ, удостоверяющий личность, а также доверенность, подтверждающую его полномочия. Если коллектор ведет себя агрессивно, угрожает или не соблюдает ограничения, это нужно зафиксировать и обратиться в управление Федеральной службы судебных приставов, а также в полицию или в органы прокуратуры.