Разрабатываемая стратегия развития «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, куда теперь входит и «Восточная верфь») сфокусирована на серийном строительстве судов, создании новых производственных мощностей и специализации верфей. Первые наметки будущей стратегии представил в Совете Федерации гендиректор корпорации Андрей Пучков.
«С точки зрения экономики, мы, безусловно, должны сфокусироваться в первую очередь на серийно востребованных судах», – сказал он.
Всего, по его словам, эксперты оценивают потребность в строительстве гражданских судов до 2035 г. в 2,3 тыс. единиц в оптимистичном сценарии. ОСК может выйти на показатели строительства 600-750 судов до 2035 г. при уровне господдержки не менее 30% от себестоимости строительства судна. Сейчас целевой ориентир поддержки государства составляет 6-8% от себестоимости судна.
«Мы считаем, что при достаточно серьезных мерах государственной поддержки мы, проведя соответственную модернизацию своих мощностей, сможем выйти на 600-750 судов. Но нам нужно выйти на в три раза больший объем. И это требует от нас не просто модернизации существующих площадок, но, по большому счету, переосмысление локаций и создание новых», – сказал Пучков.
Он напомнил, что корпорация рассматривает создание новых, одной или нескольких дополнительных площадок в первую очередь по среднетоннажному судостроению: «Для того чтобы мы смогли соответствовать в нашем развитии тем потребностям, которые есть в экономике, придется существенным образом расширять количество площадок».
Говоря о специализации верфей по видам строительства, он отметил, что верфи иногда в условиях недозагрузки «бросаются на все виды заказов». При этом специализированные верфи работают эффективнее, в то время как там, где «верфь пытается хвататься за весь спектр, получается не очень», отметил он.
Финансовый аудит корпорации продолжается, работа должна завершиться в первом квартале, сказал Пучков.
Общий объем средств, необходимый для финоздоровления убыточной ОСК, будет установлен позднее – к концу февраля – в марте, говорил ранее замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. «Какие средства будут направлены на оздоровление ОСК – определится в процессе. Сначала нужно все посчитать», – отмечал он.
Ранее стало известно, что рыбопромышленная компания «Русский краб» расторгла с Онежским судостроительно-судоремонтным заводом контракты на строительство краболовных судов. Речь идет о трех краболовах, контракты прекратили действие еще в 2023 г. Ранее официально сообщалось о передаче заказчику лишь одного краболова – головного судна «Капитан Александров» с Онежского ССЗ. И, возможно, именно промысловая эксплуатация привела к тому, что заказчик оценил, что в конечном итоге ему построили по его заказу.
ОСК создана в соответствии с указом президента в 2007 г., 100% ее акций находится в федеральной собственности. В августе 2023 г. президент Владимир Путин сообщил о решении передать банку ВТБ 100% акций ОСК в доверительное управление на пять лет, в октябре указ о передаче был подписан.
В конце ноября глава ВТБ – председатель совета директоров ОСК Андрей Костин на встрече с президентом говорил, что обновленная стратегия ОСК будет представлена в марте-апреле 2024 г.