Почти четверть россиян (22%), у которых есть свободное от работы и бытовых дел время, активно работают над монетизацией хобби. 30% респондентов намерены приложить усилия для того, чтобы любимое занятие приносило доход, но не знают, как начать. При этом почти половина опрошенных (48%) отметили, что пока не задумывались об этом. Таковы результаты опроса, проведенного сервисом «Авито Работа». Деловой еженедельник «Конкурент» нашел предпринимателей, которые встали на ту же дорожку.
Женщина-кузнец
Словосочетание «женщина-кузнец» само по себе необычно. Особенно если речь идет о ковке ювелирных украшений.
Ольга Локтионова, кузнец и косторез, хозяйка мастерской Omela: «До открытия мастерской я 13 лет преподавала в университете, имея образование искусствоведа и мастера декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. К кузнечному делу меня подтолкнули три фактора: во-первых, работать руками я умею – много лет увлекалась форматом handmade. Во-вторых, в covid начались сложности, связанные с дистанционным преподаванием, и уже тогда появилась мысль об открытии своего дела – шел 2020 г.
Но непосредственно осваивать кузнечное дело помог случай. Четыре года назад я увлеклась исторической реконструкцией и стрельбой из лука. На один из турниров потребовалось изготовить рукотворные наконечники на стрелы, и за помощью я обратилась к кузнецу, который работает в клубе. Однако тот посоветовал мне выковать их самостоятельно и объяснил суть процесса. В итоге я выковала сама себе 12 наконечников, и мне это дело понравилось. Уже позже интерес к ковке сформировался в бизнес-идею. Говорю не о классическом кузнечном деле – ковка ворот, заборов, решеток и так далее – таких кузнецов к моменту моих раздумий над идеей во Владивостоке насчитывалось около 20 – и все они активно работали. Речь о совмещении сложного, мужского кузнечного дела с ювелирной технологией.
Таким производством занимается очень мало мастерских не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. Большинство мастеров кузнечного дела предпочитают большие заказы за большие деньги, им не интересно возиться с мелочовкой и обрабатывать ее. Я занимаюсь изготовлением мелкой кованой ювелирки, в том числе из стали и бронзы – очень капризного, кстати, материала.
Основной мой заказчик и покупатель – женщины. Причем достаточно взрослые, обеспеченные и наделенные чувством стиля. Нередко просят выковать украшение в качестве уникального, по-настоящему брутального подарка для мужчины. Мужчин, в свою очередь, привлекают кольца и браслеты – в стиле древних викингов.
В чем трудности? Физического характера. Большинство изготовляемых мною изделий мелкого размера, горн использовать нецелесообразно, поэтому я применяю газовую горелку, для которой необходимо два баллона пропана и кислорода. И вот эти баллоны весят достаточно много – до 50 кг, заправлять самостоятельно их непросто, поэтому приходится постоянно искать помощников».
«Мадам Брошкина»
Казалось бы, кому в наше время нужны броши? Оказывается, и такой сегмент имеет своего покупателя.
Дарья Камаева, собственник магазина украшений и подарков «Авокадушка»: «Магазин я открыла в непростом 2019 г. и, конечно, на начальном этапе столкнулась со сложностями: несколько раз пришлось переезжать. Потом начался ковид, а затем объявили СВО. Но выжили. Труд порой казался на пределе возможных сил: в пандемию, например, я устраивала разные акции, сама отвозила заказы, очень активно вела социальные сети, старалась расширять ассортимент. Позже открыла свой интернет-магазин, который стал для бизнеса настоящей палочкой-выручалочкой.
Ключевое место в ассортименте товара занимают именно броши, но есть и другие, самые разнообразные украшения, а также открытки, наклейки, постеры, канцелярия и многое другое. Наши покупатели – самые разные, в том числе и парни, которые в основном приходят за открытками или за шуточными подарками «на злобу дня». Но подавляющее большинство клиентов – это девушки возрастного диапазона от 16 до 37 лет, которых объединяет любовь к творчеству.
Спрос у нас постоянный, но определяется сезонностью. Например, серьги, браслеты, кольца больше покупают летом, в то время как зимой в приоритете броши и аксессуары для творчества.
Самое интересное в этом бизнесе – тренды, возможность их отслеживать и пополнять согласно текущим потребностям. Например, в моде может быть какое-нибудь конкретное животное – капибары, лягушки, киты, или, например, какие-нибудь мухоморы, или герои популярной игры. Нужно успеть среагировать. Разбирая специфику моего магазина, могу предположить, что в узкоспециализированных сегментах мы особенные, и конкурентоспособного ретейла, подобного нашему, во Владивостоке нет. Но если анализировать в разрезе поиска подарков и украшений в целом – конкуренция присутствует, но абсолютно в здоровом формате».
Ах, эта свадьба
Елена Малик просто готовилась к свадьбе. Но ее настолько захватил этот процесс, что из сферы юриспруденции она ушла в сферу свадебного бизнеса.
«Это случилось 10 лет назад. Я очень стремительно ворвалась на рынок и даже не думала о конкуренции: просто занималась любимым делом, что, как показало время, было главным секретом успеха, – рассказывает владелица салона свадебной и вечерней моды Mali Bride. – Уже через год наш салон стал узнаваем, и я подключила к проекту свою сестру: бизнес стал семейным.
Хочется отметить, что нашей огромной гордостью является работа без сезонных остатков: у нас нет старых, залежавшихся платьев, мы каждый год полностью обновляем свой ассортимент, и это как раз свидетельствует о правильном развитии бизнеса.
Безусловно, за успехом стоит огромный труд: ежегодное участие в международных и местных выставках, серьезные затраты на изучение новинок, анализ трендов, подбор новых коллекций и так далее. Каждое платье отбираем лично, из расчета как «для себя». Теперь, не побоюсь этого слова, мы одни из лидеров на рынке свадебных и вечерних платьев на Дальнем Востоке. Более того, нам доверили представительство нескольких ведущих российских и иностранных брендов, платья которых представлены только у нас».
Суккулентный бизнес
Идея заниматься созданием композиций из суккулентов и декоративного мха у этой предпринимательницы не возникла спонтанно, она формировалась постепенно и окончательно «выстрелила» в период ее декретного отпуска.
«Самый первый, пробный опыт продаж был шесть лет назад и просто на интернет-площадке – тогда свой флорариум я продала буквально за час. В марте 2018 г. зашла со своей продукцией на ярмарки, а уже в сентябре открыла первую студию, – рассказала Анастасия Стаценко, основательница и владелица студии декора и подарков Green.mosaic. – В коронавирус, перед началом пандемии, я очень вовремя запустила онлайн-продажи: те времена научили максимально оперативно принимать решения. В результате, вопреки кризису и массовым закрытиям бизнесов, я даже расширилась, переехала на первую линию в центре города – такую возможность предоставило само время, когда арендные площади интенсивно освобождались предпринимателями».
«Крабиковое» дело
Иногда идея создания бизнеса приходит после прочтения простой статьи. Затем человек ступает на дорогу предпринимательства и показывает всем, «где раки зимуют».
Артур Якунин, владелец сети магазинов раков «Вечная Пятница»: «Идея создания магазина пришла в ходе благоприятного стечения обстоятельств: сначала увидел статью в Интернете о таком виде предпринимательства, а вскоре на глаза попалось объявление о продаже готового бизнеса – как раз магазина раков.
Торговая площадка была в упадочном состоянии, и такой ретейл поначалу приносил одни убытки. Дело начали буквально с нуля. Спрос на раков не такой большой, как на привычную морепродукцию, но зато и наш клиент довольно быстро становится постоянным. Дело в том, что многим горожанам надоели крабы, креветки и гребешок, а некоторые даже не знают вкус рака, понятия не имеют о культуре потребления такого продукта и называют их «крабиками».
Наши основные покупатели – это люди, приезжающие с европейской части России, для которых раки более привычны, чем для владивостокцев. Одни прибывают в командировку, другие – на постоянное место жительства, третьи посещают город в рамках значимых мероприятий, например ВЭФ.
Основная сложность, с которой мы сталкиваемся, – поставки, так как в Приморье раки не водятся. Приходится заказывать авиадоставку, что нередко сопряжено со многими трудностями, связанными с документацией. Случалось, даже утилизировали партию из-за неправильно оформленных поставщиками документов».
Деньги в мелочах
Если в детстве ты переставляешь все, до чего можешь дотянуться, возможно, повзрослев, ты станешь успешным уютологом. Мария Плахотниченко, дизайнер, декоратор, уютолог: «Все началось с непреодолимой тяги к уюту в раннем детстве. Навещая с мамой ее подругу, я уходила в гостиную и максимально старалась преобразить обстановку: переставляла все, до чего могла дотянуться. В дальнейшем, на протяжении многих лет, моя деятельность с дизайном никак не была связана. А после моего 28-го дня рождения интерес к этой области возродился.
С 2013 по 2020 г. я работала в датской компании профессиональным дизайнером интерьеров, за семь лет мною было реализованы около 700 проектов. Затем наступил момент, когда пришло решение начать работать на себя. Причем область моих интересов расширилась до изучения дореволюционной России. По старинным фотографиям можно составить представление об организации быта людей того времени и использовать тот опыт в проектировании современного интерьера.
Настоящий уют состоит из умения к месту применить штрихи и мелочи в композициях. Это и есть ключевая задача уютолога – специалиста, способного не просто расставить эффектно по местам мебель, но и создать атмосферу, которая несет информацию семьи, рода, предков. То есть уютолог должен соединять в интерьере
традиции с семейными ценностями. Именно в таком умении заключается суть моей практикующей деятельности. И данная услуга востребована не только в России, но и за границей. Ценовой диапазон по стоимости, в зависимости от формата консультаций, довольно широкий – от 5 до 10 тыс. руб. И недостатка в клиентах нет».
Размер имеет значение
Порой многолетняя «пытка нижним бельем» трансформируется в идею, как решить проблему женщин. Именно такая история случилась с Анной Воробьевой, собственницей салона нижнего белья ART BRA: «Около 80% женщин вынуждены использовать абсолютно не подходящий для них размер бюстгальтера, что приводит к многочисленным проблемам: быстро устает шея, спина, возникают головные боли, деформируется осанка и так далее. Неверно подобранное белье в буквальном смысле может испортить женщине жизнь – я знаю, о чем говорю, так как много лет сама испытывала подобный дискомфорт, в отсутствии возможностей качественного подбора.
Но три года назад я посетила специализированный салон женского белья в Москве, где мне не просто продали, а подобрали бюстгальтер идеальной формы и размера. Вот тогда я и решила, что женщинам во Владивостоке такая услуга просто необходима. В городе не более четырех подобных салонов, ниша практически не занята. Но на анализ идеи пришлось потратить еще год. Перед заходом в бизнес я нашла европейских поставщиков, изучила коллекции, прошла обучение в Москве по подбору белья, определила формат работы – шоурум – и только после этого приступила к поиску помещения.
В настоящее время девушек мы принимаем по предварительной записи и каждой уделяем не менее часа. Работа – сугубо индивидуальная. Наш каталог представлен огромным количеством размеров – около 130, что дает нам возможность закрыть 99% запросов женщин. Для сравнения: в массмаркете предлагается всего около 25 размеров бюстгальтеров, в то время как размеров груди женщины в природе гораздо больше».
Отражающее направление
Зеркала и картины – традиционные элементы любого интерьера. Но, оказывается, можно объединить эти понятия и зарабатывать неплохие деньги.
Татьяна Мусина, владелица студии TaLe ART: «Я и моя совладелица студии Елена Турчанова – единственные во Владивостоке, кто занимается производством и реализацией зеркальных картин. Создаем мы их собственноручно, по особой технологии, без классического использования краски. Такие картины уникальны, двух одинаковых не бывает – это штучный продукт, рассчитанный на обеспеченного покупателя. Само производство достаточно дорогое и трудоемкое – картины представляют собой законченные композиции, дополненные элементами из зеркал. Они вырезаются вручную частично или целиком из зеркальных элементов, которые складываются затем по формату мозаики. Выглядят дорого и стильно.
На рынок мы зашли всего год назад, но уже имеем понимание, что данное направление весьма востребовано. Продвижению продаж способствуют выставки, на которых люди имеют возможность лично увидеть наши «шедевры искусства». Соцсети в качестве рекламы тоже используем, но фотография не передает всей красоты такой картины, хотя для создания портфолио приглашаем специалиста-фотографа.
Период работы над одним таким «полотном» – не менее трех недель. Стоимость варьируется от 17 тыс. руб. и зависит от сложности изготовления: чем сложнее процесс, тем дороже картина.
Начиная бизнес, мы просчитывали затраты на аренду, рекламу, закупку оборудования и сырья, но теперь, спустя год, могу отметить – вложения окупаются. Потому что наше производство относится к категории «эксклюзивных», имеет спрос и в данной нише пока конкуренция априори отсутствует».
Кукольная тема
Однажды, увидев куклу ручной работы, Татьяна Лобяк решила, что тоже так сможет: «С тех пор прошло около восьми лет, в течение которых я убедилась: мифические существа ручной работы, да и в целом куклы на заказ востребованы и имеют спрос на рынке. В таких изделиях есть душа в отличие от магазинного ширпотреба – и в этом их ценность и привлекательность.
Мои работы интересны как женщинам, так и мужчинам. Категории покупателей самые разные – от ценителей искусства и коллекционеров до бизнесменов, которые приобретают композиции в подарок партнерам. Но также куклы заказывают и для детей в возрасте от пяти лет – малышам нравится такое творчество.
Мой принцип: сделать бизнес удовольствием, а удовольствие – бизнесом. Поэтому я не обесцениваю свой труд, но и не завышаю цену: стоимость куклы от 1,5 тыс. руб. и выше, в зависимости от сложности работы, затраченного времени и стоимости материалов».