Ограничение маркетплейсов с долей рынка выше 25% требует детальной проработки со стороны правительства РФ. Такое мнение ТАСС выразил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
«Я знаю, что такие инициативы сегодня существуют – будем их обсуждать, в том числе вместе с участниками рынка. Сегодня электронная торговля действительно переживает бурный рост – темпы просто потрясающие. Поэтому государство обращает все больше внимания на то, как будет дальше функционировать эта отрасль, в том числе с точки зрения законодательного регулирования этого направления», – сказал Евтухов.
Он также подчеркнул, что актуальность вопроса регулирования работы маркетплейсов совершенно ясна, ведь 80% этого рынка занимают всего две компании – Ozon и Wildberries. При этом Евтухов не выразил уверенности в том, что ограничения на открытие пунктов выдачи заказов непременно скажутся на доступности товаров среди граждан.
«Может ли такая мера сказаться на доступности товаров для граждан? Не уверен. Любой рынок может и должен быть конкурентным. Как, например, рынок офлайн-торговли, где существует такая норма – антимонопольное ограничение доли торговых сетей. Другой вопрос – может, эта норма об ограничении доли также уже требует пересмотра в сторону небольшого увеличения. В любимом случае – все это вопросы для серьезного обсуждения и тщательной проработки, в том числе с отраслью», – отметил Евтухов.
По данным Росстата, объем интернет-продаж крупных и средних торгующих организаций в ноябре прошлого года в России увеличился в годовом выражении на 29,4%. При этом доля онлайн-продаж в общем розничном обороте таких компаний увеличилась до 9,9 с 9,7% в ноябре 2022 г. Ozon и Wildberries – одни из лидеров среди российских интернет-компаний.
Законопроект о предельной доле на рынке для маркетплейсов, а также об ограничении их в открытии новых пунктов в случае ее превышения, разработал в Совете Федерации. Из документа следует, что для маркетплейсов следует установить лимит в 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год. Аналогичные ограничения действуют для офлайновых продуктовых сетей, которым запрещено покупать или арендовать новые площади, если на них приходится от 25% товарооборота в регионе или городе.