Северный морской путь (СМП), поставив исторический рекорд по грузопотоку, смог стать альтернативой Восточному полигону, сообщил первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов на IX Международной научно-практической конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие».
«В 2023 г. на СМП установлен новый исторический рекорд – 36,2 млн тонн, в том числе так называемый транзит по акватории СМП достиг рекордного значения – 2,1 млн тонн. По прогнозу, следующему из соглашений, которые мы подписали с основными грузоотправителями, к 2030 г. почти 200 млн тонн грузов будет перевезено по СМП, к 2035 году – 220 млн тонн. Вы видите объемы, это уже сегодняшняя альтернатива Восточному полигону железных дорог», – сказал Гусейнов.
Восточный полигон железных дорог объединяет Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). В связи с тем, что эти магистрали сейчас работают на пределе пропускной способности.
На сегодня, добавил Гусейнов, пропускная способность Восточного полигона – 173 млн тонн, к концу 2024 г. этот показатель достигнет 180 млн тонн. Что касается Северного морского пути, то, как напомнил замглавы Минвостокразвития, арктическая артерия создает более короткий маршрут между Западом и Востоком России, а в перспективе является полноценным торговым маршрутом между Европой и Азией, особенно в свете текущей геополитической ситуации.
«Нестабильность на Ближнем Востоке приводит к кратному увеличению стоимости перевозки через Суэцкий канал. За последнее время, 4-5 месяцев, перевозка одного контейнера стоила порядка $1 300, а сейчас из Шанхая в Роттердам – это порядка $4 000, на этом фоне СМП остается стабильным и безопасным маршрутом», – резюмировал Гусейнов.