За ближайшие три года ВТБ планирует масштабно расширить розничную сеть и стать «Семейным банком», сделав своим приоритетом комплексное обслуживание клиентов и членов их семей. Об этом 13 марта в ходе бизнес-ланча с представителями СМИ Владивостока рассказал Игорь Кувыкин, единый бизнес-лидер банков ВТБ и «Открытие» в Приморском крае.
По итогам прошлого года ВТБ в Приморском крае нарастил объем средств розничных клиентов на 38% – до 112 млрд руб. Вырос и портфель розничных кредитов – на 17%, что в денежном эквиваленте составляет уже 87,8 млрд руб.
В общем объеме розничных пассивов банка в регионе максимальную динамику показали вклады – их объем вырос в 1,5 раза после повышения процентных ставок. При этом, по словам Кувыкина, многие жители края для диверсификации накоплений стали использовать китайский юань. Только за 2023 г. объем вкладов в валюте КНР вырос в Приморье в 2,4 раза, до 12,7 млн юаней.
В кредитном портфеле лидер – ипотека. В прошлом году жители края взяли кредиты на покупку жилья в 1,5 раза больше (21 млрд руб.), чем в 2022-м. За счет рекордного показателя ипотечный портфель ВТБ в Приморье увеличился сразу на 22%, до 63,3 млрд руб. Также высокую динамику демонстрировали автокредиты – их ВТБ в 2023 г. выдал в 5 раз больше по сравнению с 2022 г. – было заключено 1,5 тыс. сделок на сумму 1,9 млрд руб.
В целом, по словам Игоря Кувыкина, стоявшие перед ВТБ в Приморье в предыдущий период задачи были выполнены, банк адаптировался к изменениям и активно сопровождает структурные преобразования в экономике. Кроме того, ВТБ провел цифровую трансформацию, став, по оценке единого бизнес-лидера банков ВТБ и «Открытие» в Приморском крае, одним из наиболее продвинутых банков в технологическом плане.
«Динамичное изменение банковского рынка требует новых решений, и мы проактивно предлагаем их жителям края, помогая оперативно и комфортно решать повседневные финансовые задачи», – объяснил Игорь Кувыкин. Теперь перед ВТБ стоят новые задачи, главная цель которых – стать ближе к клиенту.
В рамках недавно принятой трехлетней стратегии ВТБ планирует значительное расширение розничной сети. Только в 2024 г. в Приморье откроется четыре новых офиса, в том числе два компактных «легких» отделения. Это уменьшенный по площади и упрощенный формат банковской точки. Переход на такие офисы, по словам Кувыкина, позволит банку быстро адаптировать финансовые продукты для жителей небольших городов. При этом клиенты смогут также совершать все операции, получать консультации по любым продуктам банка, как и обычном отделении. Также будет расширяться число курьеров – выездных менеджеров, что позволит клиенту открыть счет или получить карту там, где это ему удобно.
Одним из приоритетов стратегии является проект «Семейный банк». Его цель – объединить в ВТБ продукты и сервисы, направленные на обслуживание всей семьи. Так, супругам банк предложит возможность совместных накоплений. В рамках обслуживания старшего поколения банк сфокусируется на обеспечении безопасности их карт и счетов. В детский «Семейный банк» планируется внедрить элементы геймификации и инструменты для повышения финансовой грамотности.
Банк также продолжит расширять сервис заказа дополнительной карты и платежного стикера для членов семьи. В течение 2024 г. ВТБ запустит сервис запроса денежных средств в случае форс-мажора, увеличения лимита по дополнительным картам и стикерам или автоматического пополнения счета для родных и близких. «У проекта «Семейный банк» – огромный потенциал», – прокомментировал Игорь Кувыкин.
В работе с корпоративными клиентами ВТБ планирует фокусироваться на персонализации предложений для предприятий, укреплении позиций российского бизнеса на международных рынках. К слову, для приморских предприятий будет особенно полезна экспертиза банка по организации внешнеторговых расчетов. ВТБ обладает защищенной от санкционного давления платежной инфраструктурой и может проводить операции во всех основных валютах дружественных стран, в том числе в китайских юанях, вьетнамских донгах, казахстанских тенге, белорусских рублях и других валютах, а также рублевые трансграничные расчеты.
Также банк намерен развивать свою технологическую платформу. Ключевые направления здесь – переход на отечественное программное обеспечение и внедрение передовых решений на основе искусственного интеллекта.
Среди других важных задач банка на текущий год – интеграция «Открытия». На сегодня более половины клиентов этого банка с кредитами наличными уже перешли в ВТБ. Активный перевод клиентов «Открытия» начнется в конце апреля. Предложения о переходе в ВТБ получат все владельцы дебетовых карт, вкладчики, а также ипотечные заемщики и клиенты с автокредитами.
«Мы постарались сделать процесс интеграции максимально комфортным для клиентов «Открытия». Условия обслуживания по договорам по кредитным продуктам для них не меняются, при этом клиенты получают доступ ко всем продуктам и сервисам ВТБ», – подчеркнул Игорь Кувыкин.
По его словам, реализация заявленных стратегических инициатив позволит банку достичь поставленных целей. «В Приморье мы намерены существенно усилить наши позиции», – резюмировал единый бизнес-лидер банков ВТБ и «Открытие» в Приморском крае.