Федеральный закон о северном завозе, направленный на создание его правовых и организационных основ, вступил в силу с 1 апреля.
Федеральным координатором процедуры выступает Минвостокразвития. Основная цель закона – обеспечение бесперебойных поставок грузов жизнеобеспечения на Крайний Север: топлива, продуктов питания, стройматериалов и других товаров.
«Закон исходит из принципа «не навреди», направлен не на отказ от сложившихся логистических маршрутов, а на повышение их эффективности, гарантируя приоритетный порядок транспортировки грузов северного завоза. Ключевые новеллы – централизованная система управления поставками, а также механизмы государственной, в том числе финансовой, поддержки, которые позволят сократить сроки доставки и снизить логистические издержки, а с ними и стоимость товаров для северян», – сообщили в пресс-службе министерства.
В частности, как добавили в Минвостокразвития, в десять раз расширен перечень товаров, на закупку и транспортировку которых могут предоставляться бюджетные кредиты. У государства появится возможность регулирования цен и надбавок на привозные товары, тарифов на перевозку и хранение, создание стратегического запаса грузов жизнеобеспечения. Дополнительные средства планируется вложить в модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.
Как отмечал глава министерства Алексей Чекунков, ФГИС (федеральная государственная информационная система) – одна из главных новелл закона. Система призвана сделать процесс удобным и прозрачным.
Такая система позволит отслеживать движение грузов в онлайн-режиме, это позволит исключить задержки. К 2026 г. начнет функционировать единый морской оператор северного завоза, который будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов.
Закон был разработан по поручению президента РФ Владимира Путина. Что касается единого морского оператора, то это будет определенное правительством юрлицо, которое обеспечит регулярные перевозки грузов между морскими портами. Срок его полномочий составит 15 лет.
Вместе с тем закон вводит две категории грузов. Первая категория – грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и работы организаций социальной сферы, ЖКХ и энергетики. Грузы второй категории – для государственных и муниципальных нужд. Органы исполнительной власти субъектов РФ получат право устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на территориях северного завоза, а также предельные значения розничных и оптовых цен на грузы первой категории. Порядок установления этих цен будет определяться правительством РФ.