С 1 апреля вступили в силу новые правила расчета утилизационного сбора для автомобилей, ввезенных в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Помимо России, в ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан.
Утилизационный сбор для таких автомобилей будет складываться из самого утильсбора, а также из разницы между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом, и таможенной пошлиной, указанной в декларации на товар.
Также в этот платеж будет включаться разница между российскими ставками НДС и акцизов и фактически уплаченными налогами и сборами, указанными в таможенной декларации на машину.
В странах ЕАЭС действуют более низкие по сравнению с российскими таможенные пошлины, акцизы и налоги, поэтому эти страны стали популярным каналом для ввоза машин в РФ. В 2023 г. через них был ввезен каждый пятый импортный автомобиль, свидетельствуют данные агентства «Автостат».
По мнению правительства, новые правила должны восстановить справедливость и лишить необоснованных преимуществ граждан и компании, которые ввозят растаможенные в странах ЕАЭС автомобили.
Повышение утильсбора неизбежно отразится на стоимости автомобилей, поставляемых из стран ЕАЭС. Прежде всего это касается китайских автомобилей, производители которых на сегодняшний день развернули дилерскую сеть в России.
По самым скромным оценкам, речь может идти о подорожании на 20–25%, при этом повышение будет более чувствительным в среднем ценовом сегменте.