Банк России планирует подготовить в этом году изменения в законодательство, которые позволят ввести определение оператора сервиса рассрочки, зафиксировать требования к содержанию договора, а также к информированию потребителей. Также ЦБ намерен обеспечить возможность учета в кредитных историях обязательств, возникающих при использовании сервисов рассрочки.
Планы регулятора KONKURENT.RU выяснил в докладе «Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора: текущий статус и новые задачи». По мнению ЦБ, сервисы рассрочки получают все большее распространение и составляют конкуренцию POS-кредитам.
Но пользователи данных сервисов обладают гораздо меньшими правами, чем заемщики банков.
«Им могут предоставлять не всю информацию об условиях рассрочки и штрафах за их нарушение. Пользователи рассрочки не всегда могут уменьшить свой долг, погасив его досрочно. Покупки в рассрочку увеличивают задолженность потребителей, но в их кредитные истории не попадают, поэтому другие кредиторы могут недооценивать их долговую нагрузку», – говорится в докладе.
Банк России неоднократно предупреждал о скорых нововведениях в правилах BNPL (buy now pay later – «покупай сейчас, плати потом»). В частности, уже рассматривается две модели – платная и бесплатная рассрочка.
Планируется, что регулирование платной рассрочки будет проходить по модели регулирования потребительского кредитования. Речь идет о ситуациях, когда с клиента берется комиссия за подключение рассрочки. При ее оформлении сервисы будут обязаны передавать информацию в бюро кредитных историй.
Вторая модель – бесплатная рассрочка. ЦБ обсуждает возможность предоставления такой услуги специализированными операторами рассрочки, внесенными в определенный реестр. Для них может быть предусмотрен дополнительный механизм регулирования в виде максимальной суммы рассрочки.