2008-10-21T15:30:00+11:00 2008-10-21T15:30:00+11:00

Сталин и Пегов — основатели Приморья\r

20 октября исполнилось 70 лет Приморскому краю. А начиналось все в 1938 г. Тогда в Хабаровск из Москвы выехал 33-летний Николай Пегов, чтобы возглавить руководство партийной организацией Дальневосточного края, включавшего в себя почти всю территорию нынешнего ДВФО. Однако по прибытии в Хабаровск Пегова вызвали к прямому проводу и проинформировали, что в связи с большой территориальной разбросанностью, в целях усиления руководства народным хозяйством ЦК партии принял решение край разукрупнить.

По предложению Николая Пегова в 1938 г. Дальневосточный край разделили на два – Хабаровский с центром в Хабаровске и Приморский с центром во Владивостоке.


Для того, чтобы сделать это Пегову было предложено внести свои соображения. Пегов собрал военных, старожилов, выслушал их и внес свои предложения в ЦК. Вскоре его опять вызвали на телеграф, где он прочитал: «Ваши предложения по разделению ДВК приняты. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября с. г. о разделении Дальневосточного края (ДВК) на Приморский и Хабаровский края образованы два края – Хабаровский с центром в г. Хабаровск и Приморский с центром в г. Владивосток. Пегов назначен Секретарем Оргбюро ЦК ВКП(б) по Приморскому краю».

Сталин знал все

«Собрав имущество и всех выразивших желание переехать в новый край, составили эшелон и тронулись в путь к берегам Тихого океана, в стольный город Приморья — Владивосток, — вспоминал впоследствии секретарь. — Было это в конце октября 1938 года».

Прибыв во Владивосток, Пегов отобрал у профсоюзов здание под Крайисполком партии. Профсоюзы тут же пожаловались в ЦК. В Москве собралось специальное заседание с повесткой дня о самоуправстве новых приморских властей. Сталин, выслушав стороны, заметил, что в профсоюзе, видимо, не понимают сложностей, сопутствующих формированию нового края, и вместо помощи ставят палки в колеса. После такого замечания вопрос о здании был решен.

Вторым вопросом была ликвидация Уссурийской области с центром в Уссурийске и Приморской с центром во Владивостоке. Пегов предложил упразднить громоздкую систему и слить обе области в одно административное образование. Опять пожаловались Сталину — край не может состоять из одной области, и административно Приморье является областью. Сталин выслушал и сказал: «Приморье — действительно край страны, пусть краем и называется».

Вскоре Пегов поехал на XVIII съезд партии в Москву. Прямо на съезде к нему подошел секретарь Сталина и попросил пройти с ним. «Привел он меня в комнату, открыл дверь, и я увидел идущего мне навстречу Сталина, — вспоминал Пегов. — Я совершенно не был готов к этой встрече. Подойдя к Сталину, протянул руку, чтобы поздороваться, и услышал только конец сказанной им фразы: «…живете?». В ушах у меня звенело, а в груди не хватало воздуха… Сообразив, что Сталин интересуется, как мы живем на Дальнем Востоке, быстро овладел собой и начал рассказывать.

Вдруг Сталин спрашивает: «Какие возможности имеются в крае для расширения посевных площадей под овощи и картофель? Более всего для выращивания таких культур подходит Ольгинский район. Но он отделен от основной территории края Сихотэ-Алинским хребтом, так что добраться туда можно только морем. А вывоз урожая морем сопряжен с множеством перевалок… А почему вы не пользуетесь дорогой, которая идет ущельем в горах Сихотэ-Алиня? Дорога эта похуже шоссейной, но лучше проселочной. В ущелье течет много речушек, которые пересекают дорогу. Мостики на них годами не ремонтировались и, скорее всего, разбиты, размыты, отремонтируйте их и возите на здоровье урожай Ольгинского района».

Осведомленность Сталина загнала Пегова в тупик. Об этой дороге он ничего не знал, но по возвращении во Владивосток сразу же снарядил экспедицию с грузом шпал и досок. И вскоре по отремонтированным мостикам прошел автопробег Владивосток-Ольга-Владивосток...

Корабли ТОФ против 7-го флота США

В октябре 1938 г. Пегов стал первым секретарем Приморского крайкома ВКП(б), а в 1940 г. еще и первым секретарем Владивостокского горкома. После войны Пегов покинул Приморье и стал подниматься по служебной лестнице, став, наравне с Хрущевым и Брежневым, кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС и секретарем ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР. Именно его подпись стоит под одним из документов, до сих пор будоражащих умы историков, военных и политиков.

«Указ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.

Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. Пегов

Москва. Кремль, 19 февраля 1954 г.»

Несмотря на заслуги, после хрущевской оттепели Пегов был «сослан» в Иран послом за несогласие с группой Хрущева, осудившего культ личности Сталина. На новом месте Пегов прилагал усилия для улучшения советско-иранских отношений. При нем шах Ирана Мухаммед-Реза Пехлеви впервые официально посетил СССР, и между двумя странами было подписано соглашение по пограничным вопросам.

В 1967-1973 гг. Пегова направили послом СССР в Индию. 9 августа 1971 г. при участии Пегова был подписан советско-индийский договор о мире, дружбе и сотрудничестве, в котором было зафиксировано, что партнеры не будут участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В случае, если одна из стран станет объектом нападения или угрозы, СССР и Индия должны приступить к взаимным консультациям для устранения таковой. Так получилось, что началась война Индии с Пакистаном, и встала потребность реализовывать договоренности.

В конце ноября 1971 г. на боевую службу в Индийский океан вышел отряд кораблей ТОФ под командованием контр-адмирала В.С. Кругликова. «Когда наш отряд приближался к Индийскому океану, меня вызвал на прямую связь адмирал П. Н. Навойцев, бывший тогда первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ, и сказал: «Немедленно вступай в командование всеми силами в Индийском океане и докладывай Главнокомандующему ВМФ», — вспоминал Кругликов. — Я отвечаю ему: «Петр Николаевич, я не могу взять на себя такую ответственность, да и штаб у меня небольшой. Нужно время, чтобы сориентироваться». Он отвечает: «Не вздумай этого докладывать Главнокомандующему. Вступай в командование немедленно. Потом все поймешь». Я за день все сделал и доложил о вступлении в командование. Корабли только что вошли в Сингапурский пролив, тут и поступило сообщение о начале индо-пакистанской войны».

7 декабря 1971 г., когда отряд советских кораблей уже находился приблизительно в 500 милях к востоку от острова Цейлон (Шри-Ланка), в Индийский океан из Владивостока по тревоге вышла новая группа поддержки во главе с ракетным крейсером «Варяг». А 13 декабря туда же вышла вторая группа кораблей, состоявшая из четырех судов, включая ракетный крейсер «Владивосток», ракетный эсминец, 4-х дизельных и 2-х атомных подводных лодки. Американцы в свою очередь послали для поддержки Пакистана корабли 7-го флота во главе с авианосцем «Энтерпрайз». Это напугало индийцев.

Тогда 13 декабря посол СССР в Индии Пегов появился в индийском МИДе и заявил, что переброска в район ударного соединения 7-го флота — это попытка США надавить на Индию, препятствовать возможному наступлению в Западном Пакистане, и в то же время попытаться поднять боевой дух пакистанских войск. И успокоил индийцев, что советский флот уже находится в Индийском океане, и что СССР не позволит 7-му флоту вмешиваться. Как вспоминали впоследствии военные, после выступления Пегова «наш авторитет в Индии очень вырос».

По возвращении в Москву Пегов в 1973-1975 гг. занимал должность заместителя министра иностранных дел СССР. С октября 1975 г. был заведующим отделом по работе с загранкадрами и выездам за границу ЦК КПСС.

Умер пенсионер союзного значения Николай Михайлович Пегов в Москве в год развала страны, которой отдал всю свою жизнь без остатка.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ