9 Мая помимо Дня Победы отмечается еще одно важное событие: 170-летие со дня первого посещения русскими берегов южного Приморья, открытия их для России и первого описания этих земель. Как это происходило?
В мае 1854 г. фрегат российского военно-морского флота «Паллада», находясь с дипломатической миссией в Японии, получил указание провести обследование ранее неизвестных земель севера Кореи и прилегающей к ней территории нынешнего Приморского края России.
9 мая фрегат подошел к первому пункту – устью реки Туманной (Тумангана). Опись и съемка берегов от устья реки Туманной до мыса Гамова и близлежащих островов залива Петра Великого были сделаны поручиком корпуса флотских штурманов Поповым и мичманом Пещуровым. Первый составил карту, второй – описание. Астрономические определения были сделаны капитаном Хализовым. Мичман Болтин зарисовал виды берега и островов. Кроме того, экспедиция дала и названия впервые описанных мест, которые сохранились и до сих пор.
По возвращении фрегата в Морское министерство был подан отчет, в котором об описи берега содержалась следующая информация: «Так как, судя по описаниям, отряду генерал-адъютанта Путятина предстояло в апреле встретить в Татарском проливе льды и густые туманы, то фрегат «Паллада», продлив плавание по Японскому морю, осмотрел в это время еще не исследованные берега Корейского полуострова. Благоприятные ветры дозволили нашим морякам осмотреть и снять на карту доселе не исследованный весь восточный берег Кореи, начиная с юго-восточной его оконечности до пограничной с Маньчжурией реки Томанкан, и даже несколько десятков миль далее, по маньчжурскому берегу».
Сам Путятин так рассказывал о первом посещении русскими будущих российских вод южного Приморья, определив причины захода и рассказав об одном случае, произошедшем на выходе из Посьета: «Опасаясь застать на севере льды, я предпринял воспользоваться оставшимся тогда месяцем времени до наступления весны для описи восточного берега Кореи, и чтобы пополнить весьма неточную карту этих берегов. Погода нам благоприятствовала, и мы проследили весь восточный берег полуострова, в расстоянии от него от полумили до 4 миль.
За наступившими в начале мая месяца густыми туманами, я не мог довести опись корейского и маньчжурского берегов до того места, от которого начинаются исследования Лаперуза, и принужден был окончить оную заливом в 42° 34’ широты, названным мною заливом Посьета.
Лавируя для выхода из последней бухты, фрегат, при мгновенно наступившем тумане, коснулся каменьев у приглубого берега, с которых, впрочем, не теряя хода, сейчас же сошел; от этого удара ежедневная прибыль воды в фрегате увеличилась (до 1 дюйма в час), но через три дня пришла в прежнее состояние».
Ныне место, где находился фрегат, в память о тех событиях носит название бухта Рейд Паллада, а якорь с фрегата красуется перед музеем поселка Посьет.
Уже в следующем 1855 г. Императорская Академия наук России отметила в своих трудах плавание «Паллады» по обследованию неизвестных ранее берегов в устье реки Туманной как «совершенный скромный подвиг фрегата «Паллады» начертать берега». И это было действительно подвигом – берег был дик и неприветлив, а направляясь к открытой «Палладой» же бухте Экспедиции, заливу Посьет и бухте Рейд Паллада, фрегат даже сел на мель и потерял якорь.
И даже много лет назад плавание в этих местах было непростым, о чем свидетельствует, например, лоция 1901 г.: «От реки Туманная до залива Посьета берег простирается на 15,2 мили к NNE. Вначале берег низкий и почти не изрезан, вдоль него тянется песчаный пляж. Далее, к NE от мыса Островок Фальшивый, берег резко повышается, изгибы его образуют бухты Сивучья и Калевала. Низкие участки берега здесь поросли травой, а высокие – кустарником.
Приметными пунктами при плавании вдоль этого берега являются холм Голубиный Утес, мыс Островок Фальшивый, а также остров Фуругельма. Островок Фальшивый назван так потому, что коса, соединяющая мыс в виде круглого островка, не приметна с моря и многие ошибаются, приняв этот просвет за вход в бухту Посьет. От устья реки Туманной до мыса Островок Фальшивый вдоль берега тянется песчаная отмель шириной 1–3 кбт с глубинами менее 5 м».
Уже после окончательного присоединения земель в устье реки Туманной к России, в 1861 году, по приказанию начальника Российской эскадры в Китайском море Ивана Лихачева, для уточнений измерений 1854 года, проведенных «Палладой», корпуса штурманов подпоручик Григорьев с кондуктором Голдобиным 17 мая прибыли на клипере «Наездник» к устью реки Туманной и на 12-весельном баркасе, поднявшись вверх на 15 км, и в течение 10 дней провели краткую опись реки.
На одну милю вверх по реке Григорьев нашел хорошую якорную стоянку. Выше устья на 15 км исследователи заметили 4 лодки, выходящие из притока: «Мимо нас прошли 4 корейские лодки длиною 30 футов (10 м) и довольно широкие, они вышли из речки, впадающей в Тумень-ула с правой стороны, и направились к городу, на каждой было по 10 человек».
Знакомый с этими и другими материалами, будущий директор Горного департамента России Константин Скальковский, отправленный в 1881 году для исследования экономического состояния Приморья, так констатировал в своем капитальном труде: «Русская торговля в Тихом океане: экономическое исследование русской торговли и мореходства в Приморской области Восточной Сибири»: «В будущем, по всей вероятности, на Тумень разовьется судоходство, теперь же по ней лишь изредко ходят плоскодонные лодки корейцев, впрочем, имеющие значительную величину».
И действительно, впоследствии образовалась даже каботажная линия Хуньчунь – Владивосток по реке Туманной и заливу Петра Великого, о чем мы находим свидетельства в ч. 1 Лоции северо-западной части Восточного океана 1901 года, составленной Морским министерством и Главным Адмиралтейством в Санкт-Петербурге: «Судоходной считается река на расстоянии около 100 верст. От устья, на протяжении несколько выше китайского города Хунчуна. По словам корейцев, река выше нашей границы может быть признаваема за вполне судоходную, и хотя она там не широка, но сужение ее берегов, способствуя развитию значительного течения, препятствует там образованию перекатов. Перевозка товаров по реке между корейскими деревнями и городами производится на особых речных шаландах, сидящих около 1 1/2 фута в воде, которые, однако, значительно больше корейских морских шаланд, плавающих во Владивосток, откуда на этих последних шаландах разный груз, преимущественно бязь, доставляется по Тюмень-Уле до Корейского города Кыген-ну или Кугенфу, где производится меновая торговля».
Протяженность пограничной реки Туманной – Туманган – Тумэньцзян 549 км, из которых 17 км принадлежат РФ. Это самая длинная, крупная река всего Японского моря. Река замерзает в ноябре, вскрывается в марте – апреле. Половодье наступает весной, во время таяния снегов в верхнем течении. Уровень реки повышается на 5–7 метров. В это время в нижнем течении на 100 км от устья река доступна для легких судов-джонок. С июня по сентябрь приходится 62,16% годового стока.
В связи с юбилеем первого посещения русскими берегов южного Приморья, открытия реки Туманной и первого плавания по нему, в связи с последующим открытием фрегатом «Паллады» бухты Экспедиции, залива Посьет и бухты рейд «Паллада» Федеральное агентство по рыболовству рассматривает возможность совершить юбилейный рейд учебного парусного судна «Паллады» на рейд поселка Посьет. В связи с чем в самом Владивостоке при отходе планируются праздничные мероприятия на парусном судне 24 и 25 мая, а также праздничные мероприятия в Посьете по приходу «Паллады» на Рейд Паллады 28-го числа.
Юрий УФИМЦЕВ