Существует доля истины в словах о том, что использование рубля позволит России обойти западные санкции. Чем больше расчетов производится в рублях, тем лучше, в том числе поэтому ЦБ РФ поддерживает искусственный спрос на нацвалюту, требуя от экспортеров конвертировать большую часть валютной выручки в рубли и тем самым не давая российской валюте обвалиться. Однако наиболее вероятным вариантом для обхода санкций остается цифровой рубль, передает «Прайм» слова доктора экономических наук Евгения Смирнова.
«Особенно он хорош в условиях, когда Россия отрезана от системы глобальных межбанковских коммуникаций SWIFT. Цифровой рубль мог бы стать безопасным, надежным и удобным инструментом внешнеторговых расчетов», – объяснил экономист.
Он признал, что пока российские участники внешнеэкономической деятельности не готовы использовать эту валюту из недоверия, но в дальнейшем она поспособствует созданию более гибкой отечественной финансовой системы и ограничению силы воздействия любых международных санкций.
Также укрепить национальную валюту помогут внешнеторговые связи, например, с Индией и Китаем. Эксперт напомнил, что Индия разрешила расчеты в рупиях при торговле с Россией, в банках двух стран открываются специальные счета для осуществления взаимной торговли. Тем самым появляется возможность в обход SWIFT продвигать как российский экспорт в Индию, так и наоборот, стимулируя рост товарооборота.
«Но говорить о глобальном укреплении рубля за счет только лишь внешнеторговых связей преждевременно. При расчетах в нацвалютах все зависит от того, какая из двух валют используется в большей степени, а какая – в меньшей. Юань, конечно, занимает ключевую позицию в расчетах России с Китаем», – отметил Смирнов.
Чтобы укрепить нацвалюту, Россия должна задействовать ее как единственное средство расчетов со странами, в которых это возможно (например, на постсоветском пространстве), полагает экономист. Это образует модель торговли, при которой в каких-то расчетах предпочтительной будет рупия, в каких-то – юань, но вес рубля в совокупной внешней торговле остается высоким.
«Сами по себе санкции не могут напрямую повлиять на рубль, поскольку его курс в большей степени зависит от ценовой конъюнктуры энергетических рынков (проще говоря, от мировой цены на нефть – ключевого российского экспортного товара). С другой стороны, если импорт товаров будет расти, а этот импорт пока торгуется в долларах (в том числе и параллельный), это будет способствовать ослаблению рубля. И даже если расширять импорт из Китая (за юани), то это приведет к укреплению курса китайской валюты и ослаблению рубля», – предупредил Евгений Смирнов.
Цифровой рубль – третья форма российской национальной валюты, которую Банк России планирует выпускать в дополнение к существующим формам денег (наличной и безналичной). Завершение тестирования и введение цифрового рубля в широкий оборот предполагается начать постепенно с 2025 г. Платежи и переводы цифровых рублей для граждан будут бесплатными. При этом объем пополнения кошелька цифрового рубля за счет средств, размещенных на банковских счетах, ограничен суммой 300 тыс. руб. в месяц. Тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа, но не более 1,5 тыс. руб., сообщал ЦБ.
Ожидается, что в 2024 г. к пилоту присоединится вторая группа банков из 17 участников (в том числе и приморский Примтеркомбанк) и несколько десятков тысяч юрлиц и физлиц. Пустить в массовый в оборот цифровой рубль ЦБ планирует уже с 2025 г.