Глава Банка России Эльвира Набиуллина отмечает большой потенциал в развитии рынка цифровых финансовых активов (ЦФА). Это удобная форма структурирования сделок, сказала она в ходе конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок 2024».
«Я вижу в ЦФА большой потенциал, я не совсем согласна, что рынок ЦФА развивается только на арбитраже. Мои беседы с потенциальными инвесторами и с потенциальными эмитентами показывают, что это во многом удобная форма структурирования сделок, ЦФА дают новые возможности», – сообщила Набиуллина, подчеркнув, что потенциал ЦФА еще не до конца раскрыт.
«Развитие рынка ЦФА показывает, что, может быть, где-то в традиционных инструментах мы слишком жесткие меры применяем. Может быть, есть смысл что-то облегчить», – добавила она.
ЦФА – это цифровые права, включающие требования денег, участие в капитале непубличных акционерных обществ, права по ценным бумагам и передаче права их требования. Выпуск и оборот ЦФА осуществляется при помощи специализированных организаций, требования к которым устанавливает ЦБ.
Одно из главных отличий ЦФА от криптовалют, которые также являются цифровыми, заключается в том, что ЦФА регулируются центральной системой (эмитентом и оператором могут быть российские юридические лица и индивидуальные предприниматели), тогда как цифровая валюта децентрализована, то есть по цифровой валюте отсутствуют обязанные лица.
Ранее Набиуллина заявляла, что ЦБ выступает за ускорение принятия законопроекта о международных расчетах в криптовалютах, однако начало таких расчетов необходимо производить в экспериментальном правовом режиме. При этом международные расчеты в цифровых финансовых активах начнут проводиться без экспериментального режима. Как отмечала первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, ЦБ уже получил три заявки от бизнеса на то, чтобы попробовать ЦФА во внешнеэкономических расчетах.