Поведение водителей большегрузов на дорогах Приморья становится все более безрассудным и опасным. Многотонные машины не соблюдают скоростной режим, игнорируют ПДД, выезжают на полосы, не предназначенные для движения, подрезают и обгоняют по встречке не только легковые автомобили, но и друг друга, создавая риски для жизни всем участникам дорожного движения. Куда и почему так торопятся грузоперевозчики?
Сегодня большегрузы не просто гоняют с большой скоростью, но зачастую летят в третьем ряду, не давая совершить маневр обгона другим участникам транспортного движения.
«Манера движения тех, кто ходит по России, вообще с трудом поддается описанию. На дорогах они вытворяют чудеса эквилибристики: и по встречке едут, и через сплошную разворачиваются. То есть по трассе они допускают больше нарушений, чем мелкие скоростные машины. Только вот если такое нарушение приведет к трагедии, то от большегруза ущерба будет несравнимо больше, чем от легкового автомобиля», – сетует Александр Сахно, коммерческий директор «Трансстройресурс».
«Однажды огромная фура обогнала меня, едущего на скорости 100 км/ч. Я даже притормозил от неожиданности и перекрестил водителя со словами: «Помоги, Боже, чтобы никого не зацепил», – признается Игорь Ветрюк, индивидуальный предприниматель.
Поколение сейчас другое – в этом все дело? Или у «новых» водителей «новые» приоритеты – уважение и взаимовыручка у них не в почете: кто быстрее – тот и прав?
Скорость имеет значение
Эксперты уверяют: дело даже не в водителях, а в запросах на выполнение заказа для клиентов. Общее число зарегистрированных в России компаний, занимающихся перевозками, составляет почти 45 тыс., из которых средних и крупных – менее 600, остальные – 89,5% – являются микропредприятиями.
Ключевой заказчик грузоперевозок — центральная Россия, которая ставит минимальные сроки доставки 10–12 дней. Никого не интересуют риски, связанные с доставкой. Всех до единого волнует только скорость транспортировки. Водителей мотивируют деньгами, и те нарушают скоростные режимы не задумываясь.
Александр Сахно: «Большинство торопятся поскорее сдать смену и не попасть на штрафы по простою порожнего контейнера. Заказчику важно время прибытия и время убытия, так как существуют нормы выгрузки и от их выполнения зависит оплата».
«Во главе угла стоит заработок, — добавляет Сергей Ремизов, руководитель Дальневосточного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). – Чем больше рейсов успел сделать, тем выше гонорар. Большинство водителей живут одним днем, полагаясь на русский «авось»: летят груженые, обгоняя, подрезая, с единственной мыслью «сбросить поскорее контейнер – и домой, авось пронесет».
Автоперегонщик Денис Малых, в свою очередь, уверен, что высокая скорость движения зачастую вызвана человеческим фактором. «Например, сломался человек, пока ремонтировался, время упустил. А заказчику разве объяснишь? Вот и приходится выжимать максимальную скорость. Ну есть и такие, кто просто гонится за прибылью. Эти действительно создают угрозу, таких на дорогу выпускать опасно», – говорит водитель.
Правда, если верить руководителю Московского подразделения ООО «Азия-Л» Вадиму Воложанину, у нормальных организаторов грузоперевозок все достаточно конструктивно, никто никого не подгоняет.
«Действительно, есть крупные компании, которые либо нанимают водителей на свои фуры, либо привлекают к работе водителей с фурами. Но обычно в рамках грузоперевозок, осуществляемых организациями, речь идет о строго оговоренном графике. К примеру, во вторник необходимо загрузиться в таком-то месте, а в четверг – выгрузить груз. Но сроки рассчитываются исходя из средней скорости передвижения, с запасом, – поясняет Воложанин. Но если говорить о частниках, то ситуация иная. Купил, например, человек фуру с прицепом миллионов за 5–6 и работает на ней. В месяц машина ему приносит около 300–400 тыс. дохода. Это при условии постоянных заказов. Вот он и торопится сделать побольше рейсов и ведет себя на дороге так, как считает нужным. А еще есть просто контингент отморозков, которые не знают, или не хотят знать, правил дорожного движения и следить за дорожной обстановкой считают в прямом смысле ниже своего положения».
Откуда же они появились?
После отмены лицензирования транспортных компаний. Произошло это в 2009 г. С этих пор фактически отрасль грузоперевозок никем не контролируется. По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, речь идет о 80% перевозчиков в России, деятельность которых отследить невозможно.
Сергей Ремизов: «Сфера транспортных перевозок давно требует жесткого контроля на законодательном уровне. Сейчас любой может перевозками заниматься. Купил пару фур и открыл бизнес. Половина рынка в тени, водителей никто не проверяет, техническое состояние машины никого не интересует. Но, надеюсь, через год все изменится».
Надежды Сергея Ремизова связаны с инициативой главы комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичева, который разработал законопроект, обязующий перевозчиков грузов автотранспортом регистрироваться в едином электронном реестре.
«Это позволит бороться с серыми схемами уклонения от налогов, а также обяжет предпринимателей поддерживать транспорт в исправном техническом состоянии, проводить медосмотр водителей, соблюдать другие элементарные требования», – полагает Ремизов.
На букву Е
Однако до реализации инициативы не менее года (если вообще ее выпустят в свет), а пока ситуация в транспортной сфере накаляется. С масштабным разворотом страны на Восток транспортировка грузов обрела особенно привлекательные перспективы. По данным Росстата, за 2023 г. рост числа перевозок по России составил 5,77 млрд тонн, что на 0,6% выше показателей 2022 г.
Игорь Ветрюк: «Разворот на Восток переориентировал весь европейский товаропоток на Азию. Грузы идут нескончаемым потоком, порты зачастую не справляются с объемом. На приграничных пунктах автопропуска образуются заторы. Даже трасса Владивосток – Уссурийск не выдержала таких многотонных нагрузок, потому сейчас там меняют дорожное полотно».
С увеличением объемов перевозок обостряется и дефицит соответствующих кадров в отрасли. HH.ru информирует: в 2023 г. количество вакансий в сфере транспорта и логистики ДФО выросло на 253%. Квалифицированных водителей катастрофически не хватает, большинство компаний готовы нанять любого, лишь бы в водительском удостоверении стояла буква «Е».
Сергей Ремизов: «В настоящее время сфера перевозок набирает в предпринимательском сообществе ажиотажную популярность. Число транспортных компаний увеличивается, водителей не хватает, поэтому наниматели берут всех подряд».
Вадим Воложанин: «На рынке труда сегодня огромный дефицит квалифицированных кадров в сфере грузоперевозок. В частности, если водитель имеет категорию, позволяющую работать на большегрузах, а также хороший стаж, то с очень большой вероятностью такому водителю уже поступало множество предложений. В том числе и участия в специальной военной операции, не в качестве военного, а в качестве «крутить баранку и обслуживать машину». Зарплатные условия там более чем хорошие. Во многом это и определило настоящий дефицит кадров – большинство квалифицированных водителей предпочли СВО».
По словам Воложанина, та же история и с гастарбайтерами, которые всегда составляли немалую долю водителей большегрузов. «Ребята с водительским удостоверением, прибывшие в Россию из Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана и другого зарубежья, уходят из транспортной сферы. Одних депортируют, других по собственной воле отправляют в зону СВО, третьи сами сбегают. То есть сейчас найти нормального водителя, у которого был бы хороший стаж, нормальное понимание работы с грузами, хоть какая-то устойчивая жизненная позиция, очень сложно. Поэтому на дорогах встречается все больше «случайных» людей, которых набрали в соответствии с поговоркой «на безрыбье и рак рыба», – поясняет руководитель Московского подразделения ООО «Азия-Л».
Сергей Ремизов рассказал, что водители международных рейсов и сегодня проходят специальное обучение, через каждые пять лет сдают экзамены, они четко знают и соблюдают правила перевозки. «Но это, так сказать, «элита», чего не скажешь о так называемом масс-сегменте. Кто обучает водителей, гоняющих фуры по российским дорогам? «Старая школа» уходит в прошлое, а «новой» никто не создал. Вот и садится за руль молодежь, для которой никакие правила и законы не в авторитете. Принципы вождения большегруза для них аналогичны легковым машинам. Скорость не пугает. Чувство ответственности притупляется жаждой денег, ощущение страха смазано», – говорит руководитель АСМАП.
Что делать?
А ничего не сделаешь. Пока. По словам экспертов, сегодня на пике востребованности водители большегрузов хорошо зарабатывают, машины в основном все новые, удобные, простые в управлении, дорожного контроля фактически никакого нет, не соблюдать скоростной режим «легко».
«Раньше сдерживающим фактором были сотрудники ГИБДД, а сейчас участников дорожного движения «контролируют» видеорегистраторы. Причем практически все водители знают их месторасположение. Сбросил скорость вблизи камеры, а дальше – педаль газа в пол», – сокрушается Сергей Ремизов.
Игорь Ветрюк: «Скажу так: не стоит даже пытаться вступать в гонку с большими машинами, и тем более не стоит двигаться с ними параллельно долгое время. В случае неблагоприятного развития событий, например, «стрельнет» колесо, большегрузу ничего не будет, а вот легковую машину просто размотает по дороге».
Предприниматель надеется, что в будущем на российских дорогах интегрируют опыт многих развитых стран, где высчитывается и фиксируется средняя скорость движения транспорта и за превышение наступает ощутимое наказание.
Высокие штрафы могли бы стать сдерживающим фактором для большегрузов. Но пока ответственность перекладывается на плечи участников движения, ждать улучшения не стоит. А с учетом того, что сама по себе профессия «водитель большегруза» связана с физическими нагрузками, выносливостью, но без необходимости длительного умственного труда, то чаще на фурах работают обыкновенные мужики, перед которыми стоит понятная задача – заработать свою «копейку».
«Таким трудно что-то пояснить и еще труднее ими управлять. Потому совет один: если видите большегруз, лучше, конечно, поберечься и объехать его, пропустить», – просто советуют эксперты.