Уже больше четырех лет Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO) заслуженно является лидером России по контейнерообороту. Управляющий директор Николай Ермолаев рассказал о работе порта в условиях растущей нагрузки на транспортную инфраструктуру Дальнего Востока и сложно прогнозируемых рисков.
– Процесс глобальной перестройки логистики продолжается. Николай Андреевич, как это отражается на деятельности порта?
– По итогам прошлого года Владивостокский морской торговый порт обработал рекордные 860 тысяч TEU, опередив компанию на втором месте более чем на 40%. В этом году за четыре месяца обработано уже 265 тысяч. ВМТП остается крупнейшим портом России на Дальнем Востоке и главными воротами в Азию.
В прошлом году дальневосточные стивидоры столкнулись с оттоком части грузов из-за активного развития прямых морских сервисов в северо-западную часть страны. Мы увидели в этом дополнительную возможность для качественного роста. Благодаря эффективному сотрудничеству с нашими партнерами, клиентами, ведомствами ВМТП удалось увеличить показатели. Несмотря на незначительное сокращение общего грузооборота порта в 2023 году на 200 тыс. тонн, до 13,2 млн тонн, мы обновили собственный рекорд по контейнерообороту.
В 2023 году ВМТП обработал 860 тысяч TEU, что на 12% больше, чем годом ранее. Кроме того, уже сейчас мы делаем ставку на интенсивное развитие мощностей ради значительного роста показателей и будущих рекордов.
– Как ВМТП удалось справиться с изменениями?
– Прежде всего благодаря слаженной работе команды. Пока коммерческий блок занимался привлечением грузов, производственный и технический реализовали масштабную программу по развитию портовых мощностей. В частности, в прошлом году на территории ВМТП были введены в строй новые специализированные контейнерные площадки, что позволило увеличить общую вместимость терминала более чем на 2000 TEU. Также терминал получил 53 единицы специализированной техники – новые ричстакеры, автопогрузчики, терминальные тягачи и полуприцепы.
ВМТП постоянно нацелен на увеличение интенсивности. На первом этапе мы внедрили на терминалах новые высокопроизводительные краны RTG вместо использовавшихся ранее ричстакеров. Это позволило нам изменить технологию размещения грузов и внедрить их распределение «на коротком плече». За счет этого значительно сократились внутрипортовые перемещения контейнеров, и в итоге ускорилась отправка судов и поездов, а также повысилась эффективность рейсов. Результатом всех этих нововведений стало увеличение интенсивности обработки морского фронта на 20%, а железнодорожного и автомобильного – более чем на 30%.
Как следствие к концу прошлого года ВМТП вышел на объемы перевалки порта-миллионника с результатом более 22 тыс. TEU в неделю. При этом обработка была выполнена в рабочем режиме, без максимальной загрузки складов, все суда принимались без ожидания на рейде. С уверенностью могу сказать, что уже сейчас мы готовы к значительному увеличению грузопотока.
– К каким показателям стремится порт?
– Мы обновили стратегию развития ВМТП. Учитывая наши темпы роста и развития, а также все меры по ускорению обработки грузов на всех этапах, установили для себя новую амбициозную цель – достичь контейнерооборота 1,2 млн TEU к 2028 году. Это серьезный уровень, на 40% выше текущих показателей.
– Какие планы у ВМТП на ближайшее будущее?
– Все меры по модернизации прописаны в стратегии развития. Они направлены на наращивание мощностей. Как и прежде, в первую очередь мы ориентируемся на увеличение объемов контейнерных грузов. В январе 2024 года крановый парк был увеличен на 25%: порт получил 11 новых RTG-кранов грузоподъемностью 45 тонн, которые дали прирост емкости склада на 20% за счет увеличения высоты штабелей. Они изготовлены по нашему заказу в КНР, оснащены современными системами, контролирующими скоростной режим и исключающими раскачку груза. В ближайшие пять лет планируется закупить еще 14 единиц и довести общее число кранов до 70.
Также увеличивается количество средств механизации. Если в 2023 году парк техники составлял 179 единиц, то к началу 2024-го он увеличился до 200, а к 2028 году достигнет 223 единиц. К настоящему времени мы уже получили девять тягачей и сейчас подписываем с китайскими партнерами новый контракт на поставку до конца текущего года.
Не менее актуально увеличение объема склада. ВМТП находится в центре Владивостока, ограничен городской застройкой, поэтому единственный выход – это модернизация имеющийся инфраструктуры. Мы переоборудуем склады для грузов различной номенклатуры в специализированные контейнерные площадки. До конца лета мы введем в строй площадку вместимостью 2000 TEU. По плану к 2028 году объем складов будет увеличен на 66% – до 44,9 тыс. TEU.
– Какие современные технологии внедряются в ВМТП для ускорения грузооборота?
– ВМТП проделал большую работу по цифровизации сервисов и внедрению электронного документооборота. Мы полностью избавились от бумажных носителей при оформлении грузов. Наш порт одним из первых в России внедрил цифровую систему, в которой отслеживается местоположение и все перемещения контейнеров на территории терминалов.
Что особенно важно, в электронной системе порта по принципу единого окна могут работать госрегуляторы, в том числе Федеральная таможенная служба и Россельхознадзор. Это позволяет ускорить обработку документов и выпуск груза из порта в среднем в 16 раз, а также упрощает и оптимизирует прохождение таможенной очистки. Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день ВМТП и Транспортная группа FESCO – в числе пионеров по разработке и внедрению перспективных цифровых решений в области логистики.
– ВМТП – это ворота России в Азию. С какими иностранными рынками развивается сотрудничество благодаря ВМТП?
– Крупнейшим иностранным торговым партнером для нас был и остается Китай – из всего объема международного товарооборота Владивостокского морского торгового порта около 66% приходится именно на различные порты этого государства, и объемы растут. По итогам 2023 года перевозки между Владивостоком и КНР увеличились на 30% – почти до 462 тысяч TEU.
Помимо этого активно развивается сообщение с Вьетнамом и другими странами АТР: суда из Владивостока в Хошимин и Хайфон отправляются еженедельно. Грузооборот с этой страной за 2023 год вырос почти в два с половиной раза. Вьетнам также стал хабом, где аккумулируются и отправляются в Россию товары из близлежащих регионов. Таким образом мы получаем грузы из Индии, Малайзии, Филиппин и многих других стран. Кроме того, недавно в Ханое была достигнута договоренность FESCO с вьетнамским логистическим оператором по дальнейшему привлечению дополнительных грузопотоков.
– Каковы перспективы международного сотрудничества со странами СНГ?
– Крупными международными партнерами FESCO в СНГ являются Узбекистан и Казахстан. Например, из всех контейнеров, отправленных в Ташкент из портов Дальнего Востока, каждый третий доставлен FESCO из ВМТП. Объемы отправок растут – в 2023 году в Узбекистан отправили почти 19 тысяч TEU – на 4500 больше, чем годом ранее. Казахстан, хоть и с меньшими объемами, также показывает уверенный рост: 4 600 TEU, на четверть больше, чем в 2022-м.
Важное место в структуре транзита занимает Беларусь. В этом направлении за 2023 год отправлено более 3700 TEU. Это тоже результат формирования новых логистических цепочек. ВМТП – не только ворота для ввоза иностранных грузов в Россию, но и крупный хаб на востоке страны, дающий новые возможности для международной торговли.
– Вернемся во Владивосток. ВМТП принимает активное участие в жизни города и края. Какие проекты сейчас в работе?
– ВМТП расположен в сердце Владивостока, и развитие порта – это развитие города. Транспортная группа FESCO реализует множество социальных проектов для повышения качества жизни портовиков и в целом всех горожан. Мы поддерживаем детские дома, школы и больницы, взрослых и детей с особенностями развития, культурные и спортивные учреждения. В школы мы закупаем музыкальные инструменты, оборудуем спортзалы, делаем ремонт помещений, обеспечиваем их компьютерами. Совместно с фондом «Новый учитель» проводим мероприятия для учителей и подростков – например, креативный лагерь и фестиваль искусств «Контур культуры».
Приоритетным направлением является поддержка талантливой молодежи и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Поэтому порт участвует в федеральном проекте «Билет в будущее», участники которого приходят на экскурсии в ВМТП и могут присмотреть себе будущую специальность. Также расширяем программу IT-классов в «Кванториуме», чтобы дети получали наиболее востребованные навыки в программировании, курируем отдельные специальности в ДВФУ и МГУ имени Невельского. Под эгидой FESCO проводятся турниры для детей по различным видам спорта. Кроме того, Транспортная группа возглавила Национальный совет по корпоративному волонтерству в Приморье и привлекает бизнес к различным социальным и благотворительным проектам. Ну и, конечно, мы поддерживаем социально значимые проекты в грантовом конкурсе «Море возможностей». Так FESCO стимулирует активных горожан делать Владивосток еще лучше.