2024-07-09T09:23:05+10:00 2024-07-09T09:23:05+10:00

Морские ужасы туристического Владивостока. Что творят нелегальные перевозчики

фото KONKURENT |  Морские ужасы туристического Владивостока. Что творят нелегальные перевозчики
фото KONKURENT

Пандемия коронавируса дала двухлетний накопительный эффект сконцентрированного интереса Китая к Приморью: после снятия ограничений лавина изголодавшихся по впечатлениям туристов покатила в сторону Владивостока, туда, где море, лодки и незабываемые путешествия к островам. И туристическая отрасль региона встретила жаждущих острых ощущений настоящим экстримом: на рынок вышли нелегальные перевозчики, организующие морские прогулки. Они готовы подарить туристам отдых, конечно же, за деньги, в прямом смысле связанный с рисками для жизни и здоровья.

В 2023 г. Приморье посетило 130 тысяч китайских гостей, в этом, по прогнозам главы края Олега Кожемяко, турпоток достигнет 250 тысяч. Морские прогулки являются обязательной частью развлекательной программы практически всех туроператоров. И китайские предприниматели, конечно, не могли не воспользоваться шансом, но не без участия нелегальных российских гидов и без участия государственных, краевых и городских контролирующих ведомств, туристических компаний.

Сергей Сунцов, учредитель ООО «Анвест-ДВ»: «Увеличение туристического потока из Китая, безусловно, явление замечательное. Но ведь гостями из Китая занимаются в том числе их соотечественники: встречают их не русские, а китайские гиды, проводят экскурсии по Владивостоку, заселяют в свои китайские «гостиницы», хостелы, оборудованные на скорую руку без каких-либо разрешающих документов, порою прямо в индивидуальной жилой застройке, водят в китайские кафе, магазины, ну и, конечно, персонал – граждане КНР. Если бы подобные схемы попытались провернуть российские предприниматели на территории Китая, их деятельность быстро бы пресекли».

Тут и российско-китайское соглашение о безвизе не работает. Вернее, работает, но в одну сторону. Документ предусматривает, что китайский туроператор присылает российскому список туристов, который этот список заверяет печатью и несет в краевое агентство по туризму (с недавних пор – министерство).

И что же дальше, где контроль со стороны чиновников? Дело в том, что китайские туристы, по традиции, приезжают во Владивосток по программе «все включено», которую оплатили еще на родине. С ними работают китайские гиды-нелегалы, у них свои автобусы, хостелы и рестораны. Даже сувениры эти туристы покупают только в тех лавках, где есть возможность оплаты через специальное китайское приложение. Деньги возвращаются в Китай.

Никто до сих пор не считал, сколько теряет бюджет Владивостока. Но общие суммы точно – астрономические. «Только представьте: в день минимум 200 туристов приходят покататься на судах по акватории бухты Золотой Рог. За каждого русский и китайский нелегальные гиды получают минимум 900 руб. на двоих, то есть 180 000 руб. в сутки», – приводит расчеты Александр Корытко, генеральный директор компании «Акмарин».

Это подтверждает и Сергей Сунцов. По его словам, китайские туристы покупают туры у туроператоров, которые, в свою очередь, «перепоручают» гостей своим же соотечественникам – гидам, которые уже самостоятельно составляют «дорожную карту» и, естественно, ищут услуги дешевле рынка. «Например, ведут туристов на простенькие лодочки, грузят порою до 60 человек на маломерное судно, рассчитанное по документам ГИМС на 12 человек, и полагаются на «русский авось»: ну, может, авось в пути ничего и не случится, и туристы на такой прогулке останутся живы и здоровы», – пояснил учредитель ООО «Анвест-ДВ».

Пассажирский перегруз

«Простенькие лодочки» – это частники, работающие нелегально, перевозя пассажиров. У сертифицированных компаний такие организации вызывают ужас. «Пассажиры даже представить не могут, с какими рисками сталкиваются, отправляясь в подобное путешествие, ведь в таких форматах работы даже страхование пассажирам не обеспечивается, – говорит Татьяна Стишковская, основатель экскурсионной компании «Мосты Владивостока». – Ведь что такое «нелегальная деятельность»? Это отсутствие какого-либо юридического оформления деятельности физического лица, оказывающего услугу. Есть частная лодка, на ней в частном порядке организуют морские прогулки, рыбалки и так далее. Соответствующими объявлениями пестрят не только площадки «Фарпоста», но и, к великому сожалению, туристические агрегаторы».

Александр Корытко уточняет: места сбора «клиентов» для посадки на лодчонки и время согласовываются в закрытом чате для «своих». Никто ни за что не отчитывается, в том числе о соблюдении мер безопасности в соответствии с требованиями законодательства РФ, неизвестно, платятся ли налоги, людей на борт берется с превышением положенного количества. «В маломерные суда, предназначенные только для личного использования и рассчитанные на перевозку максимум 12 человек, количество принимаемых на борт пассажиров превышает в 4–5 раз», – говорит генеральный директор «Акмарина».

Он знает, о чем говорит. Каждый день начиная с апреля Александр Корытко наблюдает печальную картину из окон своего офиса – как с пирсов в районе Спортивной гавани, совершенно не оборудованных для швартовки судов и посадки высадки пассажиров на них, одни и те же персонажи «расфасовывают» китайских туристов по таким лодкам.

Самое ужасное, что незаконные, по сути, коммерческие перевозки осуществляются с сооружений, которые принадлежат администрации Владивостока.

«При швартовке швартовые концы привязываются непосредственно к скамейкам, находящимся на пирсе, либо леерам, что явно не способствует сохранности предметов благоустройства. Да и на самом пирсе, в результате такой деятельности, в настоящее время образовались трещины, часть пирса уходит в воду», – подтверждает Валерия Степанок, генеральный директор ООО «Танира».

«Когда мы говорим про «пассажирский перегруз», должны подразумеваться ситуации, опасные для жизни людей, – добавляет Константин Черных, руководитель компании по организации морских прогулок «Корсар». – Естественно, на лодку физической вместимостью в 12 человек размещать 20–30 туристов – безумие. Море – стихия непредсказуемая».

Опрошенные эксперты уверяют: пирс в районе Спортивной набережной априори не предназначен для посадки туристов. «Этот пирс даже под статус ГТС (гидротехнические сооружения) не подходит. Однако большинство маломерных судов на морские прогулки отправляются именно с него. Он в таком состоянии, что гнилые опоры могут в любой момент не выдержать большого скопления на нем людей», – уточняет Сергей Сунцов.

Отметим, что в настоящее время во Владивостоке существует только два сертифицированных причала, откуда можно безопасно осуществлять посадку и высадку пассажиров для перевозок пассажиров на местных морских линиях, – 30 и 36-й (Корабельная набережная).

Александр Корытко: «Несколько лет назад по соглашению КРДВ с ООО «Акмарин», резидентом Свободного порта Владивосток, был создан Центр морского туризма, который расположен на Корабельной набережной города, в нем размещены кассы экскурсионных компаний, зал ожидания и кафе. Терминал рассчитан на обслуживание не менее 50 тыс. иностранных и российских туристов в год. Рядом с терминалом оборудован понтонный пирс, откуда каждый час суда с туристами на борту отправляются на морские прогулки. В день выполняется до 10 рейсов. Это первое предприятие, которое является точкой притяжения всех туристов, желающих посмотреть не только памятники архитектуры, которые нас окружают на суше, но и ту красоту города Владивостока, которую можно увидеть только со стороны моря.

Самое главное – сертифицированный перевозчик морским транспортом является официальным игроком на рынке. Создает инфраструктуру, рабочие места, платит зарплату сотрудникам, платит налоги, арендные платежи за использование муниципальной собственности, занимается благоустройством вверенной ему территории. А есть нелегальные гиды, перевозчики не только морем, но и наверняка автотранспортом, офисы им не нужны, налоги они не платят. Они с мешочком денег прибежали в гостиницу, забронировали, договорились о морских прогулках – и все, никакой тебе налоговой нагрузки и ответственности».

Мимо кассы

В полулегальных компаниях деньги платят либо «наличкой», либо переводами на карту. Никаких подтверждающих договоров, чеков, актов. То есть в случае ЧС разобраться и доказать вину организатора будет практически невозможно.

«Оплата услуг, как правило, происходит мимо кассы, налоги вряд ли платятся. Ответственность за людей – нулевая, даже страховки никто не оформляет. И с увеличением туристического потока число таких компаний растет», – говорит Сергей Сунцов.

Константин Черных: «В городе множество компаний, организующих отдых для китайцев, но туристический поток настолько большой, что ресурсов просто не хватает. В этой связи на рынок выходит все больше частников – небольшие организации, большинство из которых даже лицензии не имеет. При любой чрезвычайной ситуации риски погибнуть в таких условиях возрастают. Частники не имеют понятия о нормах безопасности, об оказании первой помощи, лодки, как правило, не оборудованы спасательными плавсредствами, или таковые есть, но не по нормативам. В такие путешествия разрешается зачастую проносить алкоголь, а ведь состояние измененного сознания у человека в море представляет реальную опасность, как для самого туриста, так и для его окружения».

При этом лицензированные компании ежегодно проходят освидетельствование подводной и надводной частей судов Российским морским регистром судоходства, каждые шесть месяцев контрольная проверка инспекцией портового контроля капитана порта Владивостока, перемещение судов по акватории под постоянным контролем Центра управления движением судов, обеспечивается транспортная безопасность, ежегодные проверки аварийно-пожарного, спасательного, радиооборудования, специального имущества, экипажи судов имеют сертификаты для работы на пассажирских судах, ежегодное страхование пассажиров, экипажей судов.

Татьяна Стишковская: «У компаний, работающих легально, предусмотрены оборудованные безопасные места посадки. В таких организациях, как наша, проходит досмотр, работает служба транспортной безопасности, наши гости застрахованы, услуга оплачивается официально, одним словом, совершенно иной подход».

«Мы понимаем зону ответственности работы с людьми и готовы к проверкам. А вот что касается большинства «частников», то они работают «в тени» или полулегально, без соответствующих разрешений, лицензий и сертификатов», – поясняет Сергей Сунцов.

Почему так?

Потому что компаниям, работающим нелегально, не страшны проверки: в официальном поле их «как бы не существует», говорят эксперты.

«Максимум, что им грозит, – штраф 5–10 тыс. руб. В то время как сертифицированные организации находятся под пристальным контролем», – поясняет Валерия Степанок.

Татьяна Стишковская: «Если даже и будут выявлены при проверках нарушения, такие лица (так как они не являются юридическими компаниями, но при этом у них есть название) отделаются минимальными штрафами. В то время как наказания для сертифицированных перевозчиков измеряются сотнями тысяч рублей».

«Зачастую наказание частников за нарушения, если таковые выявляются, ограничивается незначительными штрафами. Если бы проводилось тщательное разбирательство, на время которого суда ставились бы на временную стоянку до окончания процедур, полагаю, нелегальных «перевозчиков» становилось бы меньше», – рассуждает Сергей Сунцов.

Но эффективных мер правоохранительными органами для пресечения незаконной деятельности в отношении таких перевозчиков не применяется. При этом, когда произойдет происшествие на море, ни ЕСЛИ, а именно КОГДА произойдет, все проверяющие, контролирующие, правоохранительные органы дружными рядами, несомненно, придут со всевозможными проверками не к нелегалу, потому что он «физик», а исключительно к лицензированным перевозчикам, чтобы отчитаться о проделанной работе.

По действующему законодательству РФ перевозчик, планирующий осуществлять коммерческую деятельность маломерным судном, обязан зарегистрировать морское судно. Причем не в ГИМС, где в настоящее время фигурирует большинство лодок, а в Службе капитана порта Владивосток. Валерия Степанок уверяет, что получить лицензию достаточно просто, весь вопрос в «желании»: «В настоящее время заявление в Ространснадзор на выдачу лицензии подается в электронном формате, и срок выдачи сокращен до пяти рабочих дней».

Алгоритм волне понятен: для регистрации у капитана порта первоначально судно предъявляется Российскому морскому регистру судоходства, который проводит его освидетельствование, в том числе техническое состояние, пассажировместимость и так далее, выдает акт, с которым судно регистрируется, и выдается капитаном порта судовой билет. Далее в Ространснадзоре перевозчиком оформляется лицензия. При этом чем меньше судно, тем проще ее оформить, пакет документов минимальный. Ространснадзор проверяет соответствие лицензиата лицензионным требованиям, проверяют в том числе наличие спасательных средств согласно пассажировместимости судна, наличие обязательных для перевозчика страховок (страхование ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров и страхование судовладельца за жизнь и здоровье членов экипажа судна), квалификацию капитана судна и других членов экипажа.

Татьяна Стишковская: «Очень хочется, чтобы власти всерьез занялись данной ситуацией в связи с нарастающим потоком туристов, активным спросом у местных жителей услуг морского транспорта. Это имидж региона, города-столицы ДВ и – главное – безопасность людей! Самое печальное, что, пока люди сами готовы платить за нелегальную морскую перевозку, которая сопряжена с рисками для жизни, такие услуги будут востребованы.

Обратить особо пристальное внимание на нелегальных перевозчиков. Оказывать поддержку легальным, ответственным компаниям и предпринимателям».

«Деятельность мелких предпринимателей, зарабатывающих в сезон на небольших флотских пароходиках, катерах, лодках, нужно контролировать так же строго, как более крупные компании, – уверен Сергей Сунцов. – С проблемой нелегалов необходимо бороться. Вспомним трагедию с теплоходом «Болгария» – когда произойдет несчастный случай на воде, повернуть время вспять не получится – речь идет о человеческих жизнях».

Александр Корытко считает, что решить проблему для начала можно лишением (приостановкой) прав за нарушения (превышение числа пассажиров находящихся на судне установленными правилами) судоводителей маломерного флота: «Как в Правилах дорожного движения: пересек двойную сплошную, сел за руль в алкогольном опьянении – тебя отстраняют от управления транспортным средством. Ведь в случае аварии на дороге, связанной с травмой, можно и отползти в безопасное место – какие перспективы на воде? На морском транспорте ситуация может быть куда более серьезная: шутка ли, десятки человек могут просто пойти на дно. Почему никто об этом не думает?!

Но пока транспортная прокуратура с транспортной полицией, ГИМС с Ространснадзором, туристическая полиция (заявляющая о том, что иностранный турист может перемещаться по городу с копией паспорта), налоговые органы, министерство туризма с туристическими компаниями (подтверждающие списки, по которым иностранные граждане прибывают на территорию РФ, затем устраняются от контроля прибывших), городская администрация бессильны перед таким вызовом нелегальных гидов-переводчиков, перевозчиков, владельцев хостелов, кафе, магазинов. Учитывая тот факт, что на той же Спортивной гавани, в центре города Владивостока, с пирса, который давно выведен из эксплуатации, ежедневно швартуются маломерные суда для посадки и высадки пассажиров, проходя по 6–8 раз мимо окон контролирующих ведомств, на протяжении последних трех месяцев, выписанные десятки штрафов одному и тому же человеку за одно и то же нарушение. И это не прекращается…

А организацией этой регулярной, в таких объемах нелегальной деятельностью занимается, по сути, только один человек, но, судя по всему, неприкасаемый… Такое положение дел наводит на мысль: а почему это не прекращается? Если что-то происходит, значит, кому-то это надо».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ